Питание перестало быть здоровым. Факт зафиксирован статистикой. В рационе каждого из нас недостаточно мяса, овощей, фруктов и молочных продуктов. Зато картофеля — перебор. В итоге исследования регулярно выявляют у людей недостаток селена, кальция, витаминов С, Д, фолиевой кислоты, цинка, железа. Отсюда и рост заболеваний, так или иначе связанных с неправильным питанием: эндокринных, сердечно–сосудистых, желудочно–кишечных. И это в то время, когда мы буквально окружены информацией о том, что и как надо есть. В чем же дело?
Во–первых, в том, что эта информация оторвана от нашей обычной реальности. Из чего состоит средиземноморская диета имеют представление почти все. Но когда вечером в ближайшем магазине выбираешь продукты, самоограничение сходит на нет. Да, за качеством у нас следят, и можно быть уверенным, что в колбасу входит все, что должно. Но кто из нас знает, что по ГОСТу она — не белковый, а... углеводно–жировой продукт?! И, стало быть, никак не может заменить мясо! Даже молодые мамы, особенно щепетильные в выборе продуктов, по наблюдению начальника отдела питания НПЦ Академии наук по продовольствию доктора медицинских наук Элеоноры Капитоновой, допускают элементарные ошибки. В сосисках, которыми активно кормят детей, по ГОСТу всего 7,5 процента мяса, а ребенку в день надо, например, 40 — 50 граммов. Задачка для третьего класса: сколько нужно съесть сосисок, чтобы организм не страдал от нехватки белка? Никак не меньше полкило. А ведь на магазинных полках можно отыскать и мясные консервы для детей, если уж не получается купить и приготовить кусочек мяса или курицы...
Во–вторых, правильная еда отнюдь не превалирует на прилавках. Сколько уже написано о том, что энергозатраты современного человека значительно ниже, чем у предыдущих поколений! Может быть, колбаса, в которой жира больше, чем мяса, кондитерские изделия, обильно сдобренные маргариновыми начинками, нектары, в которых нужных организму веществ меньше, чем сахара, уже не актуальны? Зачем производить заведомо неполезную еду? Да, конечно, тут можно парировать: затем же, зачем производят заведомо вредные алкоголь и сигареты. Да, на каждый товар есть свой потребитель. Но на бутылках и пачках мы найдем предостерегающие надписи о злоупотреблении и его последствиях. А на продуктах, напичканных откровенно вредными жирами? Риторический вопрос. Впрочем, избыток веса уже имеют 60 процентов взрослых, у 15 процентов — самое настоящее ожирение. Видно, предполагается, что мы уже достаточно информированы, но идем на поводу у своего вкуса.
Возможно, что–то изменилось бы с принятием концепции государственной политики в области здорового питания. Ее проект предложен НПЦ НАН по продовольствию на рассмотрение парламентариям более двух лет назад. Однако судьба документа туманна. Такая же участь и у проекта закона о детском питании. В свое время не была поддержана и идея по созданию специализированного института питания, хотя такие структуры существуют во всех европейских странах, в России и Украине. В самом деле, почему не подойти к проблеме системно: провести мониторинг, выяснить болевые точки и, вооружившись знанием, давать рекомендации? Пользоваться чужими наработками тут чревато: все же у нас свои традиции в еде, свой набор продуктов, свои привычки. И вредные в том числе.