Всякое пересекающее границу лицо, физическое или юридическое, таможня побуждает исполнять обременительные по времени или финансам процедуры. Поэтому многие считают ее малоприятной инстанцией. Но попробуем взглянуть на ведомство с позиций школьной задачки, которую мы все когда–то решали: по одной трубе вода поступает в бассейн, по другой из нее вытекает.
Многое из того, что мы потребляем, поступает к нам из–за границы. Большая часть того, что производим, за границу уходит. Таможня в этом смысле служит хорошим индикатором.
А сколько в сумме прибывает и убывает? Пример для наглядности. Самой напряженной в стране считается кольцевая дорога вокруг Минска. В пиковые сутки по ней проходит до 100 тысяч машин, в среднем — около 30 тысяч. Именно столько, то есть 34 тысячи машин в сутки, будет проходить через все наши таможенные пункты в 2015 году. Только представьте: плотный поток машин со скоростью 90 км/час идет через границы без остановки. Впечатляет!
Недавно Беларусь посетила делегация Всемирной таможенной организации, объединяющей около 170 стран. Визит именовался «диагностической миссией». Его цель — оценка соответствия таможенной службы и таможенных процедур в нашей стране международным стандартам. Эксперты оценивали и собственно таможню, и регулирующее ее работу законодательство, и мнение о ней хозяйствующих субъектов. Сравнивали состояние с тем, которое зафиксировала предыдущая миссия в 2007 году.
Оценка была достойной. Таможенная служба в стране развивается в том же направлении, что и в других цивилизованных странах: упрощение процедур, использование информационных технологий. К примеру, система электронного декларирования уже применяется при оформлении 7 таможенных процедур из 17 имеющихся. Зато в общем объеме деклараций электронные уже достигают 90 процентов.
Белорусская таможня развивается, вероятно, даже интенсивнее, чем в других уголках планеты. К этому обязывают географическое положение страны и экономические реалии: таможни обязаны быть не тормозом, а ускорителем пассажирских и товарных потоков. Товарооборот со странами Таможенного союза за год возрос почти на 30 процентов. Общий объем перемещенных через наши границы грузов с 2000 года увеличивался постоянно на 10 — 13 процентов. Редкая для мировой экономики динамика! Только за первый квартал 2012 года таможенные органы приняли около 600 тысяч (!) электронных сообщений, содержащих информацию о ввозимых на нашу территорию партий товаров. При этом резко увеличился ввоз производственных линий, сложного технологического оборудования и, в частности, оборудования для животноводческих ферм. Тоже характерная деталь.
Понятно, что такое количество грузов нельзя было бы ввезти и оформить, если бы в прошлом году на обустройство таможенных пунктов не было ассигновано и потрачено более 43 млрд. рублей. Если бы пропускная способность пунктов не увеличилась с 23 тысяч автомобилей в сутки до 28 тысяч. В этом году государственная инвестиционная программа предполагает выделение на те же цели уже 135 млрд. рублей. Далее — по нарастающей.
Так что таможня — инстанция не статичная, но динамичная. И работает на дорогах, и сама в постоянном движении. В марте была закончена работа над проектом нового закона о таможенном регулировании, предусматривающего дальнейшее упрощение процедур и их компьютеризацию. Проект согласовывался в различных ведомствах, получил замечания и теперь вновь направлен на согласования. К осени должен поступить в Парламент.
Параллельно столь же интенсивно идет работа над кодексом Таможенного союза. С 15 июня по 15 июля руководство Государственного таможенного комитета проводит во всех регионах рабочие встречи с представителями бизнес–сообщества. Цель происходящего можно выразить кратко: создание безбарьерной среды для бизнеса.
Это не авторская формулировка: так выразился заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк на недавней пресс–конференции. Кстати, ее тема звучала тоже показательно: «Совершенствование таможенных процедур как основной фактор создания благоприятных условий ведения бизнеса». Ничего сенсационного не прозвучало. Идет нормальная работа. В том и польза.