Государственные СМИ поменяют форму, но не содержание
09.06.2012 14:52
—
Новости Общества
|
Государственные СМИ поменяют форму, но не содержание Систему государственных СМИ ждет коренная реформа. Ее стратегическое направление — объединение изданий в медиахолдинги. Министр информации Олег Пролесковский заявил в мае, что на базе республиканских газет будут созданы два издательских дома. Глава Администрации президента Владимир Макей, выступая 29 мая в Минске на VII Белорусском международном медиафоруме, подтвердил: "Сейчас мы стоим на пороге проведения масштабной реформы медиарынка".
Итак, по плану властей будут образованы два издательских дома: первый — на базе четырех республиканских газет, второй — на базе газеты "Звязда" и редакционно-издательского учреждения "Лiтаратура i мастацтва". "Такие реформы позволят оптимизировать расходы, сконцентрировать организационно-творческий и финансовый потенциал. В результате повысится конкурентоспособность СМИ как в содержательном, так и в экономическом плане", — считает Пролесковский. Государству, похоже, надоело содержать газеты, которые по большому счету отличаются лишь названиями при минимальной разнице в наполнении. Насколько целесообразно тратиться, образно говоря, на пять "Советских Белоруссий", если можно оставить одну? "Страна небольшая, а республиканских газет пять, в то время как в большой России всего одна общефедеральная газета", — отметил министр в мае. Он признал: тематика материалов и форма их подачи в этих белорусских государственных изданиях мало отличаются. Заметим, что в России одна государственная общефедеральная газета, однако на этом уровне издается много негосударственных. Как бы то ни было, выпуск газеты нынче — штука отнюдь не дешевая: дорожают газетная бумага, полиграфические услуги. И хотя тот же министр не раз хвалил государственные СМИ за их работу в направлении самоокупаемости, люди наверху включили калькуляторы и вынесли вердикт: расходы надо сокращать. Реализовать замысел создания издательских домов власти планируют уже к концу нынешнего года. Причем министр обмолвился, что конечным результатом преобразований может стать издание всего одной общественно-политической газеты. "Вне зависимости от целей, которые декларируются при этой реформе, речь в первую очередь идет о сокращении штата сотрудников, — рассуждает медиаэксперт Павлюк Быковский. — Однако я не уверен, что реформа пройдет так, как она задумывалась. Дело в том, что журналисты в государственных СМИ являются идеологическими работниками, а выбрасывать на улицу идеологических работников власти не отважатся". Реформа, которая широко анонсировалась еще в прошлом году, возможно, не стартовала пока в связи с тем, что наверху до сих пор окончательно не определились с главными моментами: масштабом допустимых сокращений, с тем, куда потом деть уволенных сотрудников. "Сама идея реформ, их зачаток, о чем говорил министр, все это — веяние времени, они необходимы, — считает руководитель Белорусского союза журналистов, главный редактор газеты "Рэспубліка" Анатолий Лемешонок. — Другое дело, очень важно, как они пойдут. Это обоюдоострая работа: как для СМИ, так и для тех, кто будет их реформировать". В целом Лемешенок оптимистичен: "Не думаю, что журналисты пострадают. Они будут работать в государственных СМИ, в холдингах. Сейчас и так не хватает толковых журналистов. Мне кажется, что речь идет о модернизации других служб: рекламных, бухгалтерии. Катастрофы в этих реформах никакой нет, не стоит создавать панику". Говоря о создании медиахолдингов, Олег Пролесковский отмечал, что это поможет не только оптимизировать финансы, но и улучшить содержание изданий. С таким тезисом не согласен аналитик Павлюк Быковский. "Это не является аксиомой. Дело в том, что при попытках оптимизации расходов, при создании холдингов сотрудники становятся более универсальными. Я не знаю, как получится в нашем случае, но универсальность обычно стирает отличие между изданиями", — объясняет медиаэксперт. Одним из способов оптимизации расходов Пролесковский видит "такую форму, как подписка на интернет-версии, продажа интернет-контента изданий". По мнению министра, это позволяет застраховаться от рисков, связанных с удорожанием бумаги и типографских услуг. В последнее время государственные массмедиа и впрямь пытаются освоиться в интернете, где на сегодня доминирует негосударственная журналистика. "Сейчас каждая районная газета имеет свой сайт, но хотелось бы, чтобы сайты улучшались качественно и обновлялись с определенной периодичностью", — отмечал ранее Пролесковский. По его мнению, "в традиционной печатной версии должны появляться крупные формы — аналитика, публицистика, журналистские расследования, а во Всемирной сети необходимо обратить внимание на новостную ленту, причем новости должны размещаться максимально оперативно и быть достоверными". Министр также спрогнозировал, что за ближайшее десятилетие, учитывая невероятно стремительные темпы развития интернета, бумажные версии газет могут вообще себя изжить. "Я не согласен с министром, что печатным СМИ может прийти конец. Никогда этого не случится", — уверен Лемешонок. Также, по его убеждению, независимые СМИ не имеют преимущества перед государственными в интернете, а сайты крупнейших государственных газет находятся на хорошем уровне. Александр Старикевич, главный редактор интернет-газеты "Салідарнасць", в свою очередь, отмечает: "Мы за здоровую конкуренцию в интернете. До сих пор в честной конкуренции с государственными массмедиа мы не проигрывали. Единственное — хотелось бы, чтобы у властей не возникало искушения "подправить картинку" борьбы за счет каких-то санкций в отношении независимых СМИ". К чему может привести реформа государственных СМИ и скажется ли она как-то на независимых массмедиа? "Уверен, государственные СМИ сохранят широкую аудиторию, — рассуждает Павлюк Быковский. — Они более доступны. Районные газеты, например, есть везде, а если брать частные, то их распространение не такое широкое. У нас есть целые области, где отсутствуют общественно-политические частные издания. Другое дело, что эта аудитория уже не такая широкая, как она была до появления интернета, не такая, как во времена Союза, но в целом проблемы потери аудитории у госпрессы нет". "Что касается освоения интернета государственными СМИ, то тут есть определенная тонкость: многие не по своей инициативе идут в интернет, а лишь потому, что получили такое указание от начальства. По идее, государственные СМИ могут составить конкуренцию частным и независимым изданиям во Всемирной паутине. Но для этого им нужно, во-первых, привлечь специалистов именно из сферы интернета, во-вторых, вести реальную борьбу за читателя, а не создавать видимость для руководства", — подытожил эксперт. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Систему государственных СМИ ждет коренная реформа. Ее стратегическое направление - объединение изданий в медиахолдинги. |
|