Хорошая новость для тех, кто собирается купить автомобиль. Беларусь и Казахстан не будут вслед за Россией вводить утилизационный сбор на иномарки с 1 августа. До тех пор, пока не вступят в ВТО. Об этом договорились премьер–министры стран Таможенного союза в Санкт–Петербурге. «Наши партнеры сохраняют те меры тарифной политики и тарифной защиты, которые действуют в настоящий момент, — цитируют Премьер–министра России Дмитрия Медведева информационные агентства. — На основе этой формулы мы будем работать определенный период времени и впоследствии примем окончательное решение, чтобы защитить рынки и не создать проблем для наших партнеров».
По оценкам экспертов, это очень важное соглашение. Ведь утилизационный сбор фактически перекрывает ввоз на территорию Таможенного союза автомобилей из Европы старше 3 лет. С 1 августа стоимость новых иномарок могла бы вырасти на 1,5 — 2 тысячи долларов, подержанных — в несколько раз больше. Такой скачок цен обернулся бы просто обвалом рынка, емкость которого оценивается в 100 — 150 тысяч автомобилей в год. Весь наш автопарк — около 3 миллионов машин. Приобрести бэушные средства передвижения без переплаты реально было бы только в России. Такие же подержанные иномарки, только поколесившие по значительно худшим, чем в Европе, дорогам и заправлявшиеся не всегда качественным топливом. Все это ухудшило бы и экономическую, и экологическую обстановку в стране. Теперь такой сценарий развития событий отпадает. Однако возникает вопрос реэкспорта в Россию импортируемых Беларусью автомобилей. Тему прокомментировал Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии: «Будут предприняты шаги, которые выравняют экономические условия импорта в России с учетом сбора, если он будет введен, и импорта в Казахстан и Беларусь». Один из вариантов: введение дополнительного сбора при ввозе автомобилей в Россию с территории Казахстана или Беларуси.
Нет пока и полной ясности по поводу таможенных пошлин на иномарки из Европы. С вступлением России в ВТО они должны стать меньше на 5 процентов. Однако если для Беларуси и Казахстана отложено введение утилизационного сбора, значит ли это, что и на снижение пошлин они могут рассчитывать, только когда сами станут членами ВТО?