Ежедневно могилевские вязальщицы продают у ворот рынков, в подземных переходах носки и шапочки собственного производства. Могилевскому производителю кадушек и бочек повезло больше — староверы из России покупают его товар не торгуясь. Резчик по дереву пристроился в сельском клубе кочегаром и по совместительству выполняет заказы состоятельных зарубежных клиентов: свой талант ценит высоко, за работу берет дорого. Впрочем, это немногие положительные примеры. Печально, но факт: рынок изделий ремесленников не организован, информация о мастеровых скупа и бессистемна. Цены на однотипные товары отличаются в разы. Каждый крутится как может.
Разговорились с пенсионеркой Варварой Александровной, торгующей варежками–шарфами на стихийной барахолке у входа на рынок «Могилевский». Носки и варежки — 50 тысяч рублей пара. Шапочка — тысяч 150 — 170. Пробовала вязальщица отдавать свой товар в частный магазинчик на реализацию. Только там цены сразу удвоили, покупательский интерес резко упал. Слышала Варвара Александровна, что молодые мастерицы вяжут свитера и сумки на заказ по интернету, на жизнь не жалуются. Ей же самой едва хватает, чтобы покрыть расходы на пряжу. Торговать ходит по привычке, больше чтобы пообщаться с соседками.
Казалось бы, интернет нынче — «наше все». Но, побродив по всемирной сети, нашли всего два сайта ремесленников — производителя собачьих будок и мастера по бочкам–купелям. Да и сайты не особо впечатлили: редко обновляются, заниматься их раскруткой некому. Правда, интернет–магазин, предлагающий товары ремесленников, недавно открылся в Минске. Но жителям глубинки от этого не легче. Отправишься с десятком рушников или глицериновых свечек в столицу — больше проездишь, чем заработаешь.
Мой коллега, корреспондент БЕЛТА по Могилевской области Сергей Кулягин, знает проблемы ремесленников не понаслышке — сам увлекается лозоплетением. Мог бы ремеслом и подработать, да не хватает времени. Тем же, для кого это единственный способ к существованию, Кулягин очень сочувствует. Могилевский выставочный зал проводит одну–две выставки–продажи изделий ремесленников в год. И только. А вот в Польше, Германии есть даже специальные информационные центры при туристических фирмах...
Большим подспорьем для мастеровых было бы сотрудничество с агроусадьбами, да редко предлагают. Почему бы не увековечить героев, знаменательные события каждого региона в ковке, вышивке или керамике? Не продавать модные нынче магнитики? Это ведь выгодно, как убедились в усадьбе «Мир пчел» Воложинского района. Частное стекольное предприятие даже заключило с усадьбой договор на поставку кружек для пива и кваса, бокалов для шампанского и прочих напитков. В некоторые дни выручка усадьбы больше не от проведенных экскурсий, а от продажи сувениров. А в первую очередь выиграли туристы, получившие возможность увезти с собой частичку белорусской души, память о местных национальных традициях. Увы, на Могилевщине таких примеров нет. Но ведь только вдохновением сыт не будешь. Чтобы прокормиться, многие ремесленники возят свои поделки в Москву и Питер, сдают в магазины на реализацию, месяцами ждут расчета. Иногда, что греха таить, не дожидаются вовсе.
Между тем в Могилевском облисполкоме была отличная задумка — открыть в каждом райцентре магазины изделий ремесленников. Как она претворяется в жизнь? С этим вопросом мы обратились к начальнику отдела искусств управления культуры Могилевского облисполкома Валентину Лавцову.
— В области уже есть 15 салонов–магазинов — как правило, при музеях, — обнадежил собеседник. — В Горках, к примеру, магазин работает при школе художественных ремесел, в Глуске — это отдел универмага. В прошлом году появились ремесленные торговые точки в Чериковском и Краснопольском районах. А в Могилеве и Бобруйске с этим действительно пока проблема, как и с рекламой изделий умельцев. Но все должно наладиться в течение ближайших двух лет.