Тактика… Без этой науки нет командира. 21.by

Тактика… Без этой науки нет командира

23.08.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мне всегда было интересно: какая дисциплина стоит на первом месте в ряду военных наук? На кафедре тактики Военной академии даже не задумываются при ответе на этот вопрос. Тактическая подготовка слушателей и курсантов является той базой, основой, без которой вырастить полководца невозможно. Поэтому тактика занимает одно из ведущих мест в общей системе образовательного процесса Военной академии Республики Беларусь, определяет его принципиальное направление, влияет на содержание и логическую последовательность изучения большинства других дисциплин.

Признаться, для нас на курсах подготовки младших командиров тактика была одной из самых сложных учебных дисциплин. Настоящий командир обязан предусмотреть на марше, во время подготовки к бою и при ведении боевых действий буквально все! Вероятный характер действий и возможности противника, способы противодействия ему, передвижение войск с учетом пространственных и временных показателей, всестороннее обеспечение, местность, погодные условия. Список обязанностей и полномочий командира можно продолжать до бесконечности. Ему необходимо владеть терминологией, уметь быстро и объективно оценивать обстановку, принимать целесообразное решение, быть лаконичным при отдаче боевого приказа, уметь организовывать взаимодействие. Это азы тактики. Без этой науки нет командира. 

В этом твердо убежден мой собеседник — заместитель начальника кафедры тактики Военной академии полковник Андрей Богодель. Он на кафедре с 2007 года. Служил в должности командира взвода в 72‑м гвардейском ОУЦ. Потом был начальником курса в Военной академии, слушателем командно-штабного факультета, старшим офицером оперативного отдела штаба Северо-Западного оперативного командования. Фамилия у Андрея Петровича очень любопытная. У меня были подозрения на французские корни, но удовлетворить мое любопытство на этот счет Андрей Петрович не смог. Семья его — настоящая военная династия. Отец и дед в свое время служили. Другой судьбы Андрей себе и не желал, хотя видел, как это непросто. Отец сменил двенадцать гарнизонов. Возможно, и пятилетний сын полковника Богоделя, скорее всего, продолжит традицию. По словам Андрея Петровича, сейчас Максим просто бредит танками.

«Раскрутить» Андрея Петровича на материал о нем было практически невозможно. И из-за этого поначалу разговор немножко не клеился. «Ну что обо мне писать? — восклицал он. — Вот если бы о кафедре…» Пришлось согласиться с ним, и потом не пожалел. Потому что представить полковника Богоделя вне работы кафедры, вне ее уникальных методических и научных разработок, как я понял, невозможно. Офицер живет службой, отдавая ей все свое время.

* * *

Так как начальник кафедры во время моего визита был в отпуске, полковник Богодель, исполнявший его обязанности, взял на себя труд провести для меня экскурсию. Коридоры и классы кафедры тактики были пусты. Понятное дело — лето! Курсанты в отпуске, многие преподаватели тоже.

Коллектив кафедры тактики — опытнейшие преподаватели, прошедшие службу в войсках. Они не только следят за последними тенденциями в ведении боевых действий, но и используют информацию о них в своих научных работах. Преподаватели участвуют в разработке новейших программных продуктов, внедряемых в образовательный процесс, и активно применяют возможности мультимедиа на лекциях. Признаться, электронные обучающие и контролирующие программы, используемые на кафедре тактики, изумляют. Их структура, наглядность и информационная наполненность на самом высоком уровне.

Преподаватели, излагают материал творчески, с огоньком. Сужу об этом по лекциям одного из них — Ивана Марьяновича Криштофовича, который вел у нас курс тактики. Иван Марьянович во время лекций всегда был скор, ироничен и творчески подходил к изложению материала. Записывать за ним материал лекции было весьма нелегко. Но под его руководством мы прекрасно осваивали азы этой непростой науки. Иван Марьянович — один из авторов учебника «Тактика».

А вообще для подготовки к занятиям преподаватели обрабатывают огромное количество материала. Не говоря уже о написании учебных пособий или учебников.

Два преподавателя имеют афганский опыт. Это профессор кафедры тактики полковник запаса Сергей Михайлович Абрамов и старший преподаватель кафедры тактики подполковник запаса Александр Викторович Григорьев. Их опыт бесценен в учебном процессе.

Много сделал для кафедры ее начальник — полковник Владимир Иванович Гринюк, возглавляющий коллектив с марта 2003 года. Владимир Иванович — заслуженный специалист Вооруженных Сил Республики Беларусь, кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации. Более сорока лет отдано им службе…

— Все, чем живет кафедра, ее развитие и модернизация, — заслуга полковника Владимира Гринюка, — говорил мой собеседник, открывая один из классов подготовки. — В сложные времена реформ он сумел мобилизовать коллектив на решение самых важных задач. Владимир Иванович подготовил шесть кандидатов наук. Я сам под его руководством окончил адъюнктуру и готовлюсь к защите диссертации. На кафедре большое внимание уделяется материальному и техническому обеспечению образовательного процесса, разработке и совершенствованию учебно-методических материалов, проведению педагогических (методических) экспериментов и внедрению их результатов в образовательный процесс, изучению и реализации в образовательном процессе требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск. Но главная забота руководства кафедры и преподавателей — курсанты, будущие офицеры. Мы очень гордимся некоторыми нашими курсантами, которые показывают успехи в изучении тактики. Например, наш бывший курсант Дмитрий Коваленко, который покинул стены академии в 2009 году и начал службу в 120‑й гвардейской омбр. Настоящий компьютерный гений! Мы хотели бы оставить его на кафедре, но не получилось. В ходе работы в военно-научном кружке совместно с руководителем он разработал и создал трехмерный сетевой макет местности на основе ГИС-интеграции. Эта программа позволяла преобразовывать плоское изображение в трехмерное и наносить на него объемные тактические знаки. К нам даже приезжали офицеры из управлений Генерального штаба и удивлялись наработками кафедры. Мы тесно сотрудничаем с научно-исследовательским центром моделирования военных действий, который возглавляет профессор, доктор технических наук Василий Булойчик. Это показатель того, что кафедра тактики получает самые передовые наработки в области теории ведения современных боевых действий. Все учебники и учебные пособия переведены в цифровой формат и доступны для курсантов и преподавателей в локальной вычислительной сети. К четвертому курсу курсанты не только полностью осваивают наши обучающие и контролирующие электронные программы, но и создают свои. Работают с презентациями и тактическими симуляторами, где можно управлять боем боевой машины, отделением, взводом, ротой. Это не просто «покататься» на какой-то боевой технике, как в компьютерных играх. На экране имеется все, что реально невозможно в полном объеме воссоздать или проконтролировать в ходе полевых занятий,  — высокий уровень визуализации, «искусственный интеллект» противника и возможности программного обеспечения не дают шанса чему-либо ускользнуть или остаться незамеченным. Поэтому правильность выполнения поставленной задачи обучаемым контролируется не только преподавателем, но и компьютером.

На кафедре проводится исследовательская работа по совершенствованию и адаптации программного обеспечения и состава тактического тренажера ближнего боя. По словам полковника Андрея Богоделя, он незаменим для повышения эффективности подготовки военнослужащих к занятиям в полевых условиях. По пути интеграции процесса обучения, в ходе которого военнослужащий вначале «воюет» на виртуальном поле боя, а уже затем на реальном, идут все развитые страны. Не отстаем от них и мы. Опыт показывает, что после тренировок в классе управления с использованием современных информационных технологий, качество полевых занятий значительно повышается. Необходимо отметить, что большинство обучающих, контролирующих программ, симуляторов создано профессорско-преподавательским составом кафедры или при непосредственном их участии. Такое программное насыщение классов стало возможным благодаря передовым идеям, знаниям и опыту профессора Сергея Михайловича Абрамова и старших преподавателей подполковника Федора Михайловича Кандиранда, Виктора Борисовича Сагуна.

* * *

В наглядности и информативности тактических тренажеров и симуляторов я смог убедиться как во время своей учебы, так и во время более подробной демонстрации их работы полковником Андреем Богоделем в классе организации и управления боем. Курсанты реально видят результат своих действий в ходе тренировок и занятий. Причем и правильно, и неправильно решенные курсантом задачи управления подробно объясняются компьютерной программой. Это дает возможность повторения тех или иных действий и способствует запоминанию.

И действительно, зубрежкой тактику не осилить. Необходимо не только знать соответстуующие термины и определения, но и понимать, когда их применять, как действовать в той или иной ситуации. Например, с какой скоростью и интервалом должны двигаться машины на марше в различных условиях обстановки. Неправильно оценишь обстановку, не учтешь все факторы на маршруте движения — боевая техника и люди могут пострадать, например, при преодолении района пожара, зараженного участка местности или в случае попадания в засаду противника.

— В ходе занятий по подготовке и ведению специальных действий и передвижению воинских частей и подразделений курсанты используют цифровые карты. Бумажные топографические карты тоже активно используем при групповых упражнениях и тактических занятиях, в ходе занятий в классе и на полигоне. Современный офицер должен уметь работать на любой карте. Это его основной документ. Как у художника в изобразительном искусстве — полотно, из которого рождается картина, так у офицера в военном искусстве — карта, на которой возникает решение. И первое, и второе — процесс творческий. Преподаватели кафедры стремятся развить у курсантов нестандартный подход к освоению науки побеждать. Тактика дисциплинирует будущего командира, учит не только подчиняться, но и проявлять смекалку, инициативу, без них невозможно упредить противника, а следовательно, и победить его. Тактика — краеугольный камень военного образования.

Самое сложное в процессе обучения курсантов, по признанию полковника Андрея Богоделя, — научить делать выводы, находить главное, не забывая про «мелочи, в которых кроется дьявол».

Подводя итог, можно смело сказать, что на кафедре тактики организован высочайший контроль за качеством проведения учебных занятий. Стоит отметить, что в ходе научной работы профессорско-преподавательский состав участвует в разработке (переработке) нормативно-правовых актов и других документов, определяющих порядок подготовки и ведения боевых действий. Налажено тесное взаимодействие с вузами и научными организациями Республики Беларусь, ведущими исследования по оборонной проблематике. Организована военно-научная работа с курсантами, изобретательская и рационализаторская работа.

На кафедре профессорско-преподавательским составом проводятся разработки научных (военно-теоретических) трудов, диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий, статей, научных докладов, подготавливаются рецензии, отзывы и заключения. Готовятся материалы научных конференций, семинаров, совещаний.

Профессорско-преподава-тельский состав кафедры принимает активное участие в военно-научных исследованиях, активно участвует в проведении войсковых стажировок и практик курсантами в войсках, командно-штабных учениях и военных играх.

Преподаватели кафедры выполнили принципиально новые для Вооруженных Сил Республики Беларусь научно-исследовательские работы, обосновывающие боевые возможности общевойсковых соединений, воинских частей и эффективность их применения с учетом характера современных войн и вооруженных конфликтов.

Сейчас кафедра активно участвует в ряде исследований по вопросам автоматизации процессов управления на тактическом уровне.

На кафедре разработано и издано 10 учебников, более 30 учебных пособий. Кафедра совместно с командованием Сухопутных войск принимала участие в разработке второй и третьей частей Боевого устава Сухопутных войск.

Лейтенант Сергей Климкович, klimkovich@vayar.sml.by, фото автора

 

 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мне всегда было интересно: какая дисциплина стоит на первом месте в ряду военных наук? На кафедре тактики...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика