ПДД для велосипедистов в Минске исполнилось 115 лет
29.08.2012 18:12
—
Новости Общества
|
ПДД для велосипедистов в Минске исполнилось 115 лет 115 лет назад (29 августа 1897 года) губернатор Минска издал специальное постановление, которое регламентировало правила дорожного движения для велосипедистов. В книге Захара и Софии Шибеко "Минск: страницы жизни дореволюционного города" можно найти несколько абзацев про велосипеды. В частности, в разделе про городской транспорт находим: "В 90-е годы в Минске большое распространение получили велосипеды. Популярность двухколесных машин была столь велика, что губернатору даже пришлось принять специальное постановление, касающееся езды на них. В соответствии с этим документом, изданным 29 августа 1897 года, быстрая езда по городу воспрещалась. Велосипедистам предписывалось держаться правой стороны, а в случае беспокойства лошадей слезать с машины. Сзади велосипеда требовалось устанавливать номер, выданный городской управой, которая взимала с велосипедистов особый сбор". Известно, что в Петербурге велосипедистам поначалу въезд в город был запрещен - транспорт вызывал беспокойство у полицейских, которые считали его небезопасным как для самого велосипедиста, так и для окружающих горожан и лошадей. Поэтому владельцы велоконей должны были сначала вывезти машину за город, а там уже кататься в свое удовольствие. Лишь спустя некоторое время полицейский департамент стал выдавать специальные водительские разрешения для поездок по городу на велосипеде. Насколько же были популярны велосипеды? По переписи 1897 года, в Минске проживало 90 912 человек, а на 1910 год численность населения оценивается почти в 111 тысяч человек. Велосипедов же в 1906 году было зарегистрировано 297 штук. В дальнейшие несколько лет их численность росла примерно на 30 единиц в год: в 1913 году машин было уже 495. Получается, что в среднем 1 веломашина приходилась на 250-350 человек. Оно и неудивительно: велосипеды стоили немало, не менее 75 рублей. Напомним, что в то время Словом, неудивительно, что позволить себе велосипед могли лишь состоятельные горожане. Менее имущие могли взять велосипеды напрокат в магазине или в Городском саду - этой услугой часто пользовались чиновники и гимназисты. На стадионе с велотреком, который появился благодаря городскому обществу любителей спорта во главе с К.Э. Чапским, также сдавались напрокат велосипеды. А сами спортсмены устраивали соревнования и пробеги. Так, в 1912 году известный минский велосипедист и конькобежец Освецимский устроил рекордный велопробег из Петербурга в Минск, а это около 900 верст. Специально для любителей велосипедов издавались периодические издания. Первым стал московский журнал "Велосипед и речной яхт-клуб", который выходил трижды в месяц с 1892-го до конца 1895 года и за время своей жизни успел дважды сменить название - сначала на "Велосипедист", а потом на "Велосипедный спорт". Почти одновременно с ним в Петербурге стал выходить еженедельный журнал "Велосипед", при котором существовал склад-магазин велосипедов американской марки Crescent, отличавшихся низким качеством изготовления; журнал с обильной рекламой "полумесяцев" (так переводится название компании) просуществовал до 1898 года. В том же Петербурге с 1894 года выходил еженедельный журнал "Самокат", который также освещал велосипедное дело; в 1907 году он сменил название на "Автомобильное дело". С середины 1895 года в Москве стал выходить еженедельный иллюстрированный журнал "Циклист". В 1897 году Московское общество велосипедистов-любителей начало издавать собственный журнал "Вестник М.О.В.-Л.", который "закончился" в 1900 году. В 1899 году появился толстый московский ежемесячный журнал "Русский турист", просуществовавший несколько лет. Минская публика, среди которой было немало говорящих по-польски, могла выписывать варшавский журнал "Cyclista", который появился несколько позже московского "Циклиста" и прожил аж до 1906 года. Регулярно публиковал сведения о велосипедах и авторитетный журнал "Наука и жизнь". Несмотря на то, что сто лет назад в Минске было около 500 велосипедов, они не так уж и часто попадали на открытки и фотографии того времени. Неужто так быстро проносились, что фотограф не успевал запечатлевать их?
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"В соответствии с этим документом, изданным 29 августа 1897 года, быстрая езда по городу воспрещалась. Велосипедистам предписывалось держаться правой стороны, а в... |
|