Дополнить бы вал эффективностью.... 21.by

Дополнить бы вал эффективностью...

04.09.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

КАЖДЫЙ раз после жатвы ученые и производственники подводят ее итоги. Одни конечные результаты оценивают с учетом плодородия почвы, соблюдения технологии на всех этапах выращивания зерновых культур, обеспеченности зерноуборочной техникой, состояния сушильного хозяйства, другие смотрят на полученные результаты гораздо шире — насколько удалось задействовать неиспользованные ранее резервы, какое земледелие в условиях Беларуси будет приемлемым в ближайшем будущем, чем чреваты нарушения системы севооборота и неоптимальная структура посевных площадей. И как уйти наконец от уравнительного землепользования? Об этом рассуждает заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Михаил КАДЫРОВ.

Пашня работает на экспорт

Единого рецепта — как быть и что делать — не бывает. Можно с большой долей уверенности сказать, что в реальных условиях рыночной системы хозяйствования земледелие все-таки придется корректировать — перепрофилировать использование малоплодородных земель с баллом кадастровой оценки менее 22—25 в зависимости от регионов; уйти от советского уравнительного землепользования; меньше производить зерна злаковых, а больше бобовых и маслично-белковых культур; меньше заготавливать кукурузы на силос, а больше закладывать сенажа из многолетних бобовых трав и их смесей со злаковыми. Придется возродить высококультурное полевое и луговое травосеяние и резко повысить качество заготавливаемых травяных кормов; внедрить минимализацию обработки почвы там, где это возможно, а также контурно-экологические севообороты; привести структуру посевных площадей в соответствие с почвенно-климатическими условиями и оптимальным экспортом продовольствия. Необходимо также менять нынешнюю структуру товарной продукции по объему и ассортименту.

Если эту исторически сложившуюся систему, доставшуюся нам в наследство от СССР, когда из союзного фонда ежегодно завозилось по 3—4 миллиона тонн зерна и ежегодно поддерживалось проведение мелиоративных работ, радикально не изменить, то улучшать ситуацию в АПК будет все сложнее. Сложившаяся инфраструктура, которая была необходима и удобна Советскому Союзу, но не Беларуси, не соответствует почвенно-климатическим ее условиям. Отсюда и постоянная чрезмерная затратность отрасли.

Давайте зададимся вопросом: сколько у нас пашни «работает» на экспорт продовольствия? В 2010 году, например, из Беларуси за пределы республики поставлено 54,7 тыс. тонн животного масла. На его производство понадобилось 1 миллион 258 тыс. тонн молока, или в переводе на фураж — 1 млн. 635 тыс. тонн кормовых единиц. Фуражная продуктивность одного гектара пашни оценивалась в 3,2 тонны кормовых единиц. Значит, если исходить только из продуктивности пашни, то на производство 54,7 тыс. тонн животного масла понадобилось 511 тыс. гектаров пашни — примерно 12 процентов. Но еще экспортировались мясопродукты, сыры, творог и многое другое — всего на 2,2 млрд. долларов США. Так что больше половины белорусской пашни, можно сказать, «работает» на экспорт продовольствия. При этом импортоемкость такого экспорта, связанная с покупкой за пределами республики энергоносителей, пестицидов, удобрений, запчастей, ветпрепаратов, белковых наполнителей настолько велика, что делает очень часто его невыгодным.

Заметьте, что в средствах массовой информации, в выступлениях и докладах всегда речь идет об объемах экспорта продовольствия в миллионах долларов США и никогда не называется прибыль, выгода, которую обеспечивает стране экспорт продовольствия.

Нам – единица, Германии – полтора, а кое-кому и больше

В Беларуси к категории «неудовлетворительной», «плохой» и «самой плохой» относятся более 10 процентов пашни. В Витебской области 10 из 21 административного района имеют балл кадастровой оценки 20—25 (47,6 проц.), а в Гомельской —13 (из 21 района), т.е. 62 процента пашни.

В административно-территориальном плане 23 района Беларуси из 118, или пятая часть, имеют балл плодородия пахотных земель 20—25; 40 процентов районов — 26—30; треть — 31—35; 6,5 процента — 36—40 и лишь полтора процента, т.е. два района, имеют плодородие пашни, оцениваемое более чем в 40 баллов. Лучшую по плодородию пашню имеет, конечно, Гродненская область. Здесь нет административных районов с баллом плодородия пашни 20—25. В то же время в Гомельской области такой балл плодородия у 62 процентов районов, а в Витебской области — у 47 процентов. В Брестской, Минской и Могилевской областях в основном преобладают районы с баллом плодородия пашни 20—35.

Несомненно, чем беднее почва, тем урожай на ней менее стабильный, а увеличение его производства обходится дороже. Так, примерно один балл плодородия в интервале 20—25 баллов обеспечивает 40 килограммов зерна, или 8—10 ц/га, а в интервале 40—45 баллов — 60 килограммов зерна, или примерно 24 ц/га.

Еще десять лет назад, по оценкам Госкомзема и научных учреждений, растениеводство на почвах с баллом кадастровой оценки менее 25 было признано нерентабельным. С 2000-го по 2004 год после всесторонней и детальной оценки Госкомзем Беларуси рекомендовал вывести из сельхозоборота 750 тыс. гектаров земли с баллом кадастровой оценки ниже 19 — мелкоконтурные, песчаные, заболоченные и другие почвы. Судя по отчетности, вывели чуть более 500 тыс. гектаров. В реальности же более-менее подходящие из таких земель затем были снова скрыто или явно введены в оборот с целью наращивания валового сбора сельхозпродукции. Ведь у нас все еще главное — вал, а не экономическая эффективность.

Площадь земель с баллом плодородия пашни более 25 составляет в республике 3721,7 тыс. гектаров, в т. ч. по Брестской области — 605,7 тыс., Витебской — 484,0 тыс., Гомельской — 497,5 тыс., Гродненской — 631,4 тыс., Минской — 938,7 тыс. и Могилевской — 584,7 тыс. гектаров.

Таблица 1

Распределение площади пахотных земель Беларуси по уровню плодородия рабочих участков (по данным Кадастровой оценки)

 По производству зерна на душу населения Беларусь превосходит наиболее развитые аграрные страны Европы — Германию, Францию, Нидерланды. Безусловно, уровень его производства в стране — важный показатель. Но придание исключительного приоритета ему подталкивает ряд руководителей регионов и сельскохозяйственных организаций к решению экономически несостоятельных задач — получить наибольший вал зерна любой ценой, без учета реальной потребности в нем, в ущерб другим отраслям, и в первую очередь кормопроизводству. Не считаясь с позицией Минсельхозпрода и рекомендациями науки, вместо интенсификации зернового хозяйства предпочтение отдается увеличению посевных площадей за счет малопродуктивных почв, хотя такой подход экономически не оправдан. В ряде хозяйств этот процесс вышел за пределы разумного. Так, согласно годовым отчетам, в 2008 году в 25 сельскохозяйственных организациях республики зерновые в структуре посевов превышали 80 процентов, а в 11 были в пределах 70—80 процентов.

По оценкам специалистов ФАО, если принять почвенно-климатический потенциал Беларуси за 1, то в Польше он составит 1,2, в Германии — 1,5, в США — 2,0. Но, по оценке академика Леонида Кукреша, наш почвенно-климатический потенциал даже на 10—15 процентов хуже. А это означает, что в почвенно-климатических условиях Беларуси, чтобы получать тот же уровень производства растениеводческой продукции, что в Германии, надо потратить на 50 процентов ресурсов больше. В таком случае при увеличении балла плодородия на единицу оплата 1 килограмма NPK урожайностью зерна возрастает на 0,19 килограмма. Для получения одной и той же прибавки урожайности зерна (например, 15 ц/га) на почве с баллом плодородия 20 единиц надо внести 308 килограммов на гектар NPK, 30 — 222, 40 — 173, 45 — 156 килограммов на гектар.

Не учитывая этого в должной мере, мы несем, несомненно, большие финансовые потери. Урожайность, к примеру, зерновых в Беларуси при прочих равных условиях должна быть потенциально ниже на 30—35 процентов, чем в Германии, Франции или Англии только из-за метеорологических факторов. Следовательно, урожайность в Беларуси в 2009 году в 33,3 ц/га эквивалентна урожайности в Германии 56,1, т.е. дополнительный «бесплатный» урожай в 22,8 ц/га дает Германии природа. Беларуси же, чтобы иметь такой урожай, надо затратить дополнительных материально-технических средств больше как минимум на 30—35 процентов.

Упущенная выгода

Основные потери в производстве продукции порождаются несовершенной технологической дисциплиной и ресурсотехническими дефицитами. Так, по экспериментальным и экспертным оценкам, в среднемноголетний (типичный) по погодным условиям год потери на зерновых культурах составляют от:

— обработки почвы (несвоевременно, плохое качество) — 8,5 процента (5,2 ц/га);

— удобрений (недостаток, особенно Р2О5, некачественное внесение) — 10,5 процента (6,5 ц/га);

— посева (сроки, качество) — 6 процентов (3,7 ц/га);

— пестицидов (недостаток, неправильный выбор, некачественное, несвоевременное внесение) — 11,5 процента (7 ц/га);

— сортов, семян (неправильный выбор сорта, урожайные и посевные качества) — 6,4 процента (3,8 ц/га);

— уборки (прямые потери, «перестой на корню», «стекание зерна», прорастание в колосе, потери при доработке и др.) — 11,5 процента (5,1 ц/га).

Реализация генетического потенциала зерновых культур в последние три года составила 45,6 процента и достигла урожайности в амбарном весе 29,3 ц/га. Потенциал же возможной урожайности зерновых культур на полутора миллионах гектаров пашни составляет 62,1 ц/га (такой урожай получали в последние 3 года, в ГСИ — 23 экологические точки во всех областях). При соблюдении технологических регламентов с полутора миллионов гектаров при урожайности 55 центнеров можно было бы получить более 8 млн. тонн зерна, при этом на 35—40 процентов дешевле, чем получать 9 млн. тонн с 2,4 млн. гектаров, что происходит ныне. Поэтому надо признать, что только интенсификация производства зерна позволит существенно улучшить экономику его производства. Так, в 2010 году финансовые потери при производстве зерна составили в целом минимум 1,62 млн. тонн, или 577,7 млрд. рублей.

Таблица 2

Группа по уровню плодородия (в баллах)Площадь по республике
Тыс. гаПроц.
До 20347,37,6
20,1--25,0744,816,3
25,1--30,01655,623,1
30,1--35,01664,723,3
35,1--40,0726,615,9
40,1--45,0374,78,2
Более 45,0255,95,6
Итого4569,6100

Необходимо переломить преобладающий иждивенческий «вектор» нашего менталитета, окончательно осознать, что республика уже давно вышла из ситуации «чрезвычайности», требовавшей наращивания производства сельскохозяйственной продукции любой ценой, что функционирование аграрного производства при объективно возрастающих затратах на средства интенсификации при переходе к открытой рыночной экономике принципиально изменяет практику ведения сельскохозяйственного производства, расстановку приоритетов в нем. На первое место выходят не объемные валовые показатели производства, а показатели экономической эффективности и качества.

Однако это бесспорное, непреклонное правило эффективной экономики никак не приживается. Отсюда и многие наши экономические проблемы. Приведем наиболее значимые «статьи» финансовых потерь при производстве зерна в 2010 году.

По-прежнему многих производственников радуют надои, привесы, урожаи, вал — без глубокого экономического анализа полученных результатов. А что далее? А далее реализация многих видов продукции по цене ниже себестоимости.

Где же в таком случае реальные финансовые резервы?

В республике более 65 процентов выручки сельскохозяйственных организаций в последние годы формируются в сфере производства и реализации животноводческой продукции. Естественно, в этой отрасли в основном и заложены резервы существенного укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий. Здесь же следует искать ответ на вопрос: где взять деньги для реализации аграрных производственных программ? К сожалению, животноводство в Беларуси остается малоэффективной в экономическом плане отраслью. Наряду с диспаритетными ценами, неоптимальной организацией, управлением и мотивацией (как неизбежное следствие) главной причиной высокой затратности животноводческой отрасли, а следовательно, и низкой конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках, является чрезмерно высокий, далеко несоразмерный нормативному уровню удельный расход кормов. Мы должны обязательно учитывать, что основной белок для КРС не в зерне, а в травах. 80 процентов всей потребности республики в белке — это потребность его для КРС. Не решив проблему достаточной заготовки качественного сенажа из бобово-злаковых и бобовых трав в оптимальном соотношении с кукурузным силосом (оптимально 1:1, сейчас 1:2—3), не решим и проблему достаточного производства зерновых колосовых, зернобобовых и маслично-белковых культур. Их всегда будет не хватать при недостаточном и некачественном производстве травяных кормов.

Подводя итог сказанному, предлагается уже с озимого сева текущего года обосновывать и реализовывать новые стратегии и практические подходы в производстве сельскохозяйственной продукции, преследуя цели минимизации затрат, роста рентабельности, сохранения и увеличения плодородия почв, оптимизации товарной продукции по объему и ассортименту, в том числе и на экспорт.

В зерновом хозяйстве республики при средней урожайности 3 тонны с гектара, к примеру, в 2010 году из 1605 хозяйств только 13 (0,8 проц.) имели урожайность зерновых свыше 60 ц/га, а до 20 — 502 (31,3 проц.) хозяйства. В 2011-м ситуация практически не изменилась.

Из 9 млн. тонн зерна в бункерном весе, получаемых в благоприятные по погодным условиям годы, примерно 6 млн. тонн может быть использовано на фураж. Но очень важно понять, что проку от скармливания даже такого количества зернофуража будет мало, поскольку он несбалансирован по белку. Если бы в этом зернофураже было 2 млн. тонн зерна зернобобовых культур, тогда все с балансированием по белку и, следовательно, эффективностью скармливания было бы нормально. А при нынешнем состоянии примерно 2 млн. тонн зерна «пройдет транзитом» через организм животных и не даст эффекта. Для полноценной отдачи надо закупать примерно 650—700 тыс. тонн белковых шротов на сумму примерно миллиард долларов. В то же время, получая даже 800 тыс. тонн маслосемян рапса, а потом из него шрот, потребность в белке покрывается только на 25—30 процентов.

Оптимизировать – значит получить больше при меньших затратах

Для оптимизации возделывания озимых на уровне хозяйства, района, области, республики нужно рассмотреть состав пахотных земель по баллам кадастровой оценки.

Посевная площадь земель с баллом плодородия пашни более 25 баллов составляет в республике 3721,7 тыс. гектаров. При этом валовой сбор зерна озимых зерновых культур в 2009 году был 3999,2 тыс. тонн, в 2010-м — 2840,6, в 2011-м — 3334,6 тыс. тонн, в среднем за 2009—2011 годы 3391,5 тыс. тонн при средней урожайности 29,3 ц/га.

Чтобы получить валовой сбор зерна 3351,5 тыс. тонн, как за последние 3 года при площади посева 1,3—1,4 млн. гектаров и урожайности 45,0 ц/га, посевная площадь озимых зерновых культур по республике должна составлять 754 тыс. гектаров (53,9 проц. от планируемой площади 1,4 млн. га), в том числе по Брестской области 118 тыс. гектаров, по Витебской — 129 тыс., по Гомельской — 136 тыс., по Гродненской — 101 тыс., по Минской — 170 тыс. и по Могилевской — 100 тыс. гектаров.

Уменьшение площади посева озимых зерновых почти вдвое позволит разместить все посевы озимых по хорошим предшественникам, а это увеличение валового сбора примерно на 300 тыс. тонн.

Таблица 3

Причина потерьПотери
тыс. тмлрд. руб.
Зерновые и зернобобовые
Сортовой состав семян:
Старые сорта155,2538,8
Низкие репродукции0,7450,185
Нерайонированные сорта4,31,1
Некондиционные семена0,020,005
Нормы высева4,732,4
Минеральные удобрения:
Недостаточное внесение607,5152,3
Неравномерное внесение384,396,1
Пестициды:
Неприменение гербицидов233,977,4
Неприменение фунгицидов238,688,37
Уборка497120,7

 Не распределяя тонким слоем удобрения, средства защиты на значительной площади, а сконцентрировав их на площади в два раза меньшей, можно получить больший урожай, сэкономить топливо, уменьшить амортизацию техники, следовательно, удешевить урожай, а также выполнять все технологические операции в оптимальные сроки, что тоже даст существенную прибавку урожая и улучшит фитосанитарную ситуацию на посевах.

Освободившиеся площади, приемлемые по плодородию, можно использовать для посева зернобобовых культур, многолетних бобовых трав, однолетних трав (в бобово-крестоцветном варианте). В конечном итоге такой подход позволит приучить специалистов к технологической дисциплине.

Когда многого не хватает, соблюдать технологическую дисциплину невозможно при любом старании и ответственности. Если такой шаг рискован для осуществления в масштабах всей республики, то в порядке эксперимента можно пойти на него хотя бы в одном среднем хозяйстве в каждом районе.

Записал Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
КАЖДЫЙ раз после жатвы ученые и производственники подводят ее итоги. Одни конечные результаты оценивают с учетом плодородия почвы, соблюдения технологии на всех...
 
 
 
ОбластиПлощадь пахотных земель на 1.01.2009 г. (все земли), тыс. гаПахотных земель с баллом плодородия, проц.
Менее 2020,1--25,025,1--30,030,1--40,0Более 40
Брестская818,16,9215,5424,2835,3617,9
Витебская906,416,2825,1427,2130,041,33
Гомельская814,28,123,4824,4931,1112,82
Гродненская842,03,889,3116,845,3424,67
Минская1268,44,6712,1621,6943,1718,31
Могилевская865,14,8111,7723,2849,5910,55
Беларусь5514,27,6116,323,0739,2113,81

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика