Министерство образования подготовило предложения по внесению изменений в Правила приема в учреждения высшего образования. Основная идея изменений — отмена льгот.
С подобной инициативой Минобразования выступало еще в октябре 2011 года, но тогда проект новой редакции правил поступления в вузы и ссузы не прошел сквозь фильтр Администрации президента, где документ долго рассматривали, но добро так и не дали.
Новый вариант поправок в правила поступления в вузы, который разослан по заинтересованным ведомствам, фактически повторяет тот документ, который Минобразования предлагало и ранее, за некоторым исключением. Например, нижнее значение балла за ЦТ, начиная с которого отметка будет признаваться удовлетворительной, хотят увеличить с 7 (как было в этом году) до 10.
В числе прочих предлагаются следующие новшества:
1. Отмена раздельного конкурса для сельских и городских абитуриентов
В Минобразования пришли к выводу, что уровень подготовки выпускников сельских и городских школьников выравнивается, поэтому представляется оправданным проведение среди них общего конкурса.
Если в 2006 году проходной балл сельчан лишь в 28% случаев оказался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу.
Однако определенное преимущество сельские абитуриенты имеют. Так, например, в ходе вступительной кампании-2012 были случаи, когда городские абитуриенты не становились студентами, хотя имели перевес над сельчанами в 100 и более баллов.
Так, в Белорусском государственном университете проходной балл на «Микробиологию» для горожан составил 243, а для сельчан — только 134, на «Международное право» —374 и 287 баллов. В Белорусском государственном медицинском университете на лечебном факультете разница в проходных баллах между городскими и сельскими абитуриентами составила 67 (342 и 275), в Витебском медицинском университете на лечебном факультете — 48 баллов (278 и 230), на фармацевтическом — 55 (308 и 253).
2. Сирот лишат льгот
Внеконкурсное зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагается сохранить при поступлении в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования, но при поступлении в вузы эту льготу предлагается отменить.
Минобразования намерено перенести социальные льготы для данной категории граждан на этап после их зачисления: «Это позволит осуществлять зачисление в вузы исключительно на основании конкурсного отбора с тем, чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения абитуриента (предоставление общежития, гособеспечение, социальные выплаты, освобождение от оплаты за обучение, льготный кредит и др.)».
В 2012 году в Белорусском государственном университете на «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены три льготника из числа детей-сирот, набравшие 156, 208 и 296 баллов. В Белорусском национальном техническом университете при поступлении на «Таможенное дело» абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имевшим только 170 баллов.
3. Прием на заочную бюджетную форму ограничат
По замыслу Минобразования, поступать в вузы на заочную бюджетную форму обучения смогут только лица, занятые трудовой деятельностью не менее 10 месяцев: «Это дает возможность абитуриентам, не поступившим в вуз в год окончания школы и приступившим к работе с 1 сентября, на следующий год поступать на заочную форму обучения».
При этом предлагается предоставить возможность абитуриентам-спортсменам высокого класса получать высшее образование за счет средств бюджета в заочной либо вечерней форме по специальностям, не связанным с отраслью физической культуры и спорта.
Минобразования выбрало самое простое решение?
«Перед тем, как выровнять условия поступления, необходимо сделать примерно одинаковыми условия обучения», — так предлагаемые изменения в правила поступления в вузы прокомментировал для Naviny.by известный репетитор Евгений Ливянт.
Вместо того чтобы искать решение проблемы, выбран однозначный вектор на лишение льгот, считает эксперт.
«За год ничего не сделано для того, чтобы выровнять условия учебы для городских и сельских школьников, — отмечает Ливянт. — Сельские дети (я говорю именно о тех, кто живет в деревне и учится в сельской школе) учатся меньше, чем городские на пару месяцев из-за того, что их привлекают к сельхозработам. Что касается детей-сирот, у них нет возможностей подготовиться к экзаменам, сопоставимых с имеющимися у детей, которых воспитывают родители».
Речь не идет о том, что нужно зачислять в вузы абитуриентов с низкой подготовкой, оставляя за бортом сильных учеников, подчеркивает Евгений Ливянт. Он настаивает, что положительное влияние на уровень подготовки учеников может оказать «хорошо зарекомендовавшая себя в СССР система подготовительных отделений при вузах, которая и теперь могла бы качественно работать». На таких отделениях ученики занимаются в течение учебного года только теми тремя предметами, которые будут впоследствии сдавать. «Мне известно, что люди, окончившие такие курсы, не только успешно сдавали испытания, но и хорошо учились в вузах, а потом сделали прекрасную карьеру», — отметил Ливянт.
Он предлагает дать возможность абитуриентам-сиротам и жителям деревень, недобравшим баллов, но заинтересованным в учебе, дать возможность бесплатно готовиться на подготовительных отделениях для поступления на будущий год.