Нынешним летом в одной из деревень Октябрьского района Гомельской области ограбили сельский магазин. Случай можно было назвать рядовым. Торговые точки, особенно удаленные, нередко страдают от посягательств воришек. Если бы не одно "но": взломщиками оказались... второклассница и третьеклассник! Украли продуктов на несколько миллионов: шоколад, колбасу... Малышам так хотелось сладкого, что они съели конфеты прямо на месте преступления. По разбросанным оберткам их и нашла милиция. Почему решились на кражу? Видно, не от хорошей жизни.
В плену соблазнов
Сегодня неприятные истории с участием подростков 14 - 16 лет (кстати, самый популярный возраст, когда ребенок отправляется "на дело") нечасто мелькают в милицейских сводках. Любой случай вызывает бурный резонанс. Что уж говорить о тех, кто помладше. Буквально два месяца назад три ученика, опять же третьего и второго классов, в Минске ограбили частный дом в центре и разрисовали хозяину машину...
Процент совсем юных в общей когорте несовершеннолетних правонарушителей вычленить сложно: дела прекращаются, ведь школьник еще слишком мал, чтобы понести ответственность. В общей сводке о них не прочитаешь, хотя случаи, по словам старшего инспектора управления профилактики МВД Олега Максимова, есть:
- Львиная доля преступлений, совершаемых детьми, которым не стукнуло и 10 лет, - это кражи. В первую очередь мобильных телефонов. Мотивы порой наивны до смешного. Мы спрашиваем у третьеклассника: "Зачем ты забрал мобильный соседа по парте? У тебя же свой есть!". В ответ тот выдает: "А в этом мелодии красивее".
На втором месте - кражи денег. Ситуация повторяется: после уроков ребята зашли в гости к однокласснику. А его родители без задней мысли оставили деньги на столике. "Вдруг никто не заметит?" - размышляет не устоявший перед соблазном ребенок, запихивая купюры в карман.
Малолетние воришки приносят достаточно хлопот и магазинам. Заместитель директора по безопасности одного минского супермаркета Сергей Минеев почти каждый день наблюдает одну и ту же миниатюру: юный посетитель, одной рукой размазывая по лицу слезы, другой выворачивает из кармана сладости, которые пытался пронести мимо кассы. Здесь, конечно, настораживает тенденция, а не ущерб - он незначительный. Маленьких "несунов" интересует в основном только сладкое. Еще привлекают журналы с различными игрушками-вкладышами. Само издание остается на стенде, а вот прилагающаяся к нему машинка - в кармане. Во время же проведения специальных розыгрышей-акций сотрудники службы безопасности магазина чуть ли не за голову хватаются от детских проделок. Например, популярная игра: получи игрушку за определенное количество крышечек от напитка. Ребята, долго не думая, просто откручивают крышечки с бутылок, стоящих прямо в зале, в попытке обменять потом на плюшевую безделушку.
Венчает рейтинг детских правонарушений порча имущества. Обычно достается автомобилистам. Помню негодование читателя "СБ". Оставив во дворе машину, спустя 5 минут он обнаружил выцарапанное "Вика" на передней дверке. По словам Олега Максимова, раньше у детей была такая забава - набирали в воздушный шарик воду и со всего размаху бросали с балкона на крышу какого-нибудь авто. Как результат - огромная вмятина. Детишкам - развлечение, хозяину - дорогой ремонт...
Впрочем, нужно понимать: в таком возрасте дети просто не состоянии осознать последствия. Они - не отъявленные воры и не будущие рецидивисты. Просто поддались сиюминутному соблазну. Чаще всего родители заплатят, к примеру, за батончик, украденный рядом с кассой, и еще раз втолкуют ребенку: так делать нельзя! Как правило, срабатывает.
Но есть и исключения. Некоторые "дело" планируют целенаправленно, с несвойственным детям цинизмом. Один паренек забавы ради поджигал старые автомобили. Пускай и транспорт был не на ходу, но это ведь, как ни крути, - намеренная порча имущества...
Семейный фактор
Скажите "малолетний преступник" - и воображение рисует чумазую растрепанную шпану из "Республики ШКИД". Считается, преступить закон детей подталкивают безотцовщина и безденежье. Многие из подростков, находящихся под контролем инспекторов по делам несовершеннолетних, - действительно из неблагополучных или неполных семейств. Олег Владимирович вспоминает паренька, в свои неполные 10 лет совершившего серию краж. Сбегая от постоянных домашних скандалов, он не находил другого занятия. И как только стукнуло 11, впервые отбыл в спецшколу.
Можно ли внешне определить трудного ребенка? Обычно дети из неблагополучных семей выделяются поведением: более проворные и адаптированные к взрослому миру. Впрочем, и здесь не без исключений. Как-то в Минске паренек интеллигентного вида, в очках, целенаправленно обкрадывал магазины. Действовал профессионально: из книги вырезал сердцевину - получилось подобие шкатулки, куда легко умещались 2 шоколадки или пачка чая. Кто бы подумал?
Примешивается и зависть. И на ее крючок попадаются не обязательно дети пьющих родителей. В классе учатся ребята из разных социальных слоев. Одни хвастаются модными айфонами, у других - подержанный телефон. И велико искушение прихватить оставленный кем-то на парте навороченный мобильник, родители-то такой никогда не купят! Иногда школьника "берут на слабо": докажи, что не трус, открути зеркало от соседского автомобиля. Так что даже адекватным и благополучным папе с мамой порой, прежде чем хвататься за голову ("и в кого только он вырос?"), лучше задуматься, почему ребенок так поступил. В какой момент недополучил внимания?
...История второклассницы и третьеклассника из Гомельской области закончилось стандартно: родители заплатили штраф, детей взяли под крыло инспектора по делам несовершеннолетних. Но только поможет ли это, если воспитание хромает на обе ноги?
Будьте в курсе
Нередко дети идут на преступление, потому что думают: им за это ничего не будет. Но рычаги воздействия находятся.
По закону подросток несет уголовную ответственность, когда ему исполняется 16 лет. Что отнюдь не значит: если ты младше, то можешь безнаказанно вытворять все что заблагорассудится. За тяжкие преступления - грабеж, убийство, кражи, насильственные действия - придется отвечать уже с 14 лет и сменить родительский дом на колонию.
Если ребенок не достиг и такого возраста, но старше 11, его отправят в спецшколу закрытого типа. Таких в стране несколько: в Могилеве, Петрикове, Кривичах. С недавнего времени "входным билетом" сюда послужат и 4 административных правонарушения: мелкие кражи, порча имущества и т.п.
За мелкие кражи, например шоколадки в магазине, родители юного преступника заплатят штраф - до 10 базовых величин. Воришку поставят на учет, с ним будут работать инспектора по делам несовершеннолетних. Случалось, семьи даже брали кредит, чтобы погасить ущерб, нанесенный отпрыском.
Цифра "СБ"
Сегодня на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоят 14 тысяч подростков.