Начал работу новый состав Парламента. Времени на "разбег" у Палаты представителей Национального собрания пятого созыва нет: депутатам предстоит рассмотреть немало актуальных законодательных актов. В частности, в ноябре парламентариям должен быть представлен проект новой редакции Закона "О здравоохранении", ныне вынесенный на общественное обсуждение. Свои предложения по поправкам в документ любой гражданин может изложить на сайте Минздрава, а еще - на портале "СБ", ведь авторы нашей субботней полемической рубрики тоже решили внести лепту в горячие дебаты.
Оговоримся сразу: на статус профессионального консилиума очередной выпуск "Спорного вопроса", конечно, не претендует, напоминая скорее беседу двух пациентов с одинаковым диагнозом - острый субъективизм в запущенной форме. Причем доводы одного из участников диалога хоть в книгу жалоб и предложений районной поликлиники заноси! А вот его оппонент, напротив, готов читать долгие нотации чересчур, по его мнению, безалаберным "хроникам". Таким образом, просим рассматривать разговор журналистов как попытку ответа на больной вопрос:
Назначить таблетку чуткости
Я уколов не боюсь: если надо - уколюсь. Но что же я, словно первоклассник из стихотворения Маршака, стою у стенки? Почему дрожат коленки? Боюсь, что за дверью врачебного кабинета окажется якобы лекарь, который видит перед собой не страдальца-пациента, а досадное препятствие на пути к окончанию приемного дня. Опасаюсь доктора, подозревающего во мне симулянта. Того, кто вместо оказания помощи начнет упрекать меня за мои болячки. Страшусь эскулапа, который даже температуру мне измерить не удосужится и горло обследовать. Готов поспорить с тобой, Роман, на упаковку витамина C, что точно так же медик-поденщик не станет заглядывать в новую редакцию Закона "О здравоохранении"! То ли людей, то ли роботов в белых халатах слова "изменения" и "дополнения" начинают интересовать лишь возле банкомата. За вечными своими жалобами на зарплату и непомерную нагрузку клерки от медицины никаких реформ не заметят! А посему даже самые прогрессивные пункты нынешнего законопроекта рискуют остаться на бумаге.
Медицина - такая тонкая, деликатная сфера, что достаточно ничтожной дозировки "случайно примазавшихся" к благородной корпорации - и наступают побочные эффекты. Тень падает не только на залетных дилетантов, но и на самоотверженных профессионалов, тех, кто двигает вперед, к примеру, трансплантологию и кардиохирургию. К счастью, талантливых исследователей, трудяг в поликлиниках и больницах не убывает, но в обновленном законе многие пациенты наверняка хотели бы увидеть рецепт избавления от тех, кто "ошибся дверью" при выборе профессии медика. Ведь врачебные специальности - из разряда судьбоносных, наиболее близких к народу. Наряду с педагогами, представителями силовых структур. На нас никак не отразится чрезмерная грубость, к примеру, токаря-карусельщика, если у него золотые руки. Всегда переживем ненавязчивый сервис, хамство продавца старой закалки - просто зайдем в соседний магазин. А вот если есть червоточинка в характере милиционера, школьного учителя, лечащего врача - это уже случай клинический. Последствия от действий такого чванливого, высокомерного, меркантильного псевдоспециалиста могут быть тяжелыми. Необходимо назначить таблетку чуткости, а то и вовсе - инъекцию против вируса цинизма. Вот бы кто-то такие лекарства изобрел...
Читаю на интернет-форуме Минздрава комментарии пациентов:
"Хочется, чтобы врачи выполняли свою работу, как надо. А то придешь в поликлинику, просидишь на прием 2 часа, а в кабинет так и не попадешь. И бежишь тогда на работу с опозданием на час да еще и от заведующей получаешь. А за что? За то, что взял талон, пришел за 30 минут, отсидел 2 часа, а из кабинета вышли только 2 человека?!"; "Хотелось бы прописать в законе: когда принимают пациентов по острой боли вне очереди и как должна характеризоваться острая боль. Много случаев, когда по острой боли не принимают, а в законе нигде это не прописано"; "В нашей детской поликлинике, если ребенок не астматик, талон к врачу-аллергологу нужно ждать 1 - 2 года, по-другому бесплатно не попадешь... Хотелось бы каких-то перемен к лучшему, это же не дело - столько ждать. А еще обидно, когда нужен талон к врачу, а его нет, как и народа возле кабинета, а врач гуляет".
Что скажут парламентарии? Не боятся ли, что реформы саботируют обычные лентяи? Получается, что в клиниках талантливые хирурги сшивают людей по кусочкам после ДТП, пересаживают донорские органы, проводят уникальные операции на сердце, печени, мозге, а в районной поликлинике какая-то бездарь из-за невнимательности, патологической лени сводит усилия коллег (хотя какой он коллега - случайное недоразумение!) к нулю. А потом оправдывается в духе безалаберного персонажа из российского сериала "Интерны": "...Между прочим, мне копейки платят, поэтому мне пофиг предупреждения! Раньше надо было предупреждать, когда я в медицинский шел!"
К слову, иной раз такое ощущение, что некоторые юноши и девушки нынче выбирают профессию по любимым ситкомам. Офицер внутренних войск недавно рассказал мне, что в бригаде специального назначения один новобранец попросил: "Переведите меня в другую часть. Думал, что здесь, как в сериале "Солдаты", - что хочешь, то и делаешь". Но ведь армейские будни, мягко говоря, состоят не только из приколов и шуточек! Наверняка точно так же влияют на молодую поросль и "Интерны" - берут ребята в руки стетоскопы "ради хохмы", а потом, сцепив зубы, с нетерпением поглядывая на часы, ждут конца "рабства" - то бишь отработки диплома. А пациенты-то тут причем? Они же жить хотят!
Мое, да и не только мое, скромное пожелание: новая редакция Закона "О здравоохранении" должна выписать в помощь медицинской корпорации рецепт препарата "Антипрофан". Что войдет в состав этого лекарства? Пусть решают настоящие профессионалы.
А пока до конца не решили, я не буду, как тот маршаковский школяр, утверждать, что "билеты на футбол променяю на укол". Пойду-ка сегодня на стадион, за дозой адреналина. На зеленом газоне тоже, конечно, хватает волынщиков, но от их промахов почти никто из болельщиков до потери пульса не страдал.
Менять не врача, а пациента
Мне крайне жаль, Андрей, что ты слился с толпой. С бессчетной оравой обывателей, которые ни бельмеса не смыслят даже в горчичниках, но с ученым видом знатоков рассуждают об "упадке нашего здравоохранения". Впрочем, и не только о нем. Как раз в тех трех профессиях, которые ты перечислил, каждый почему-то мнит себя корифеем. Все понимают: чтобы справедливо оценить труд программиста, биолога или упомянутого тобой токаря-карусельщика, нужно знать массу научных и технических тонкостей, то есть самому быть крупным специалистом. А вот о работе врача легко судят все кому не лень. Всякий неуч прекрасно знает, как лечить людей. Причем эти всезнайки еще диву даются, что медики годами зубрят в своих университетах.
Делаю такие выводы по нашей редакционной почте. За десять с лишним лет не получил ни одного письма с критическим анализом лущения стерни, поднятия зяби или других сельскохозяйственных операций. Видимо, несилен народ в земледелии. Зато любую хирургическую операцию у соседской жены, например, со смаком обсуждают как на лавочках у подъездов, так и в письмах в газету. Вывод чаще всего однозначен: недобросовестные доктора плохо лечили меня нехорошими лекарствами. Разумеется, с неправильной диагностикой и нестерильным инструментом. Причем обычно рассуждают об этом люди, которые до сих пор живы как раз благодаря той самой "некачественной медицине". Читаю эти эпистолярные полотна и думаю, что мы чрезмерно разбалованы бесплатным здравоохранением. Чтобы понять это, есть два пути.
Во-первых, можно глянуть статистику и узнать, что в Беларуси на каждые 10 тысяч населения приходится 55 врачей. В Англии - 21 врач, во Франции - 34, в других странах СНГ - примерно 37. Каждый житель Беларуси, как сообщает Национальный статистический комитет, посещает врача 13 - 14 раз в год. Население Евросоюза может только мечтать о такой доступности медицинской помощи: там люди позволяют себе сходить к врачу в среднем 6,6 раза в год.
Во-вторых, можно ненадолго уехать из страны и собственным карманом ощутить прелести зарубежной медицины. У меня есть знакомый, который раз в год прилетает из США в Беларусь лечить зубы. Ему, говорит, дешевле перелететь океан, чтобы попасть к белорусским стоматологам, чем один раз перейти дорогу к кабинету местного дантиста. Другой, столкнувшись с канадской системой социального (читай - бесплатного) здравоохранения, с тоской вспоминал наши поликлиники. Да, говорит, в Беларуси я сиживал в очередях к некоторым специалистам, злился и честил докторов на чем свет стоит... Но в Канаде ему, получившему травму, сначала предложили оплатить 300 долларов за доставку в больницу скорой помощью. А затем, когда он предпочел более дешевое такси, ему пришлось провести всю ночь в ожидании врачебного осмотра. С кровоточащей раной. Тогда-то, говорит, и стало стыдно за те ругательства, которые отпускал в адрес белорусских медиков, таких участливых и доброжелательных... Допускаю, что есть там и другие больницы. Но, видимо, как эмигрант он попал в третьесортную, но у нас такого произойти в принципе не может. Согласен? Надо, как видишь, удалиться на приличное расстояние, чтобы в полном масштабе оценить труд наших врачей.
Ты же знаешь, Андрей, я человек весьма болезненный. С докторами вижусь три-четыре раза в год. И почти никогда, я тебе клянусь, не замечал за ними грехов, в которых их обвиняют болтуны на интернет-форумах. Замечал, напротив, за пациентами - хамство, грубость, невежество. И откровенно барские, повелительные замашки. У нас почему-то многое делается для удобства посетителей поликлиник, но мало что слышно об удобствах в работе врачей. Сейчас вот узнал, что не только записаться на прием, но и вызвать доктора на дом можно будет через интернет. И все равно, уверяю тебя, найдутся недовольные, которым этого будет мало: они захотят иметь под кроватью тревожную кнопку для срочной доставки терапевта к себе на порог.
Не надо менять врачей, Андрей. Следует меняться их пациентам. Для начала стоит избавиться от высокомерного отношения к медикам, когда их держат чуть ли не за официантов, замешкавшихся при подаче необходимых лекарств. Затем нам самим надлежит озаботиться своим здоровьем. В Беларуси, ты вдумайся в цифру, около 1 миллиона человек злоупотребляют алкоголем! То есть сознательно гробят себя, а потом заполняют коридоры поликлиник с жалобами на опухшую печень и ослабшее сердце, создавая те самые бесконечные очереди. Поэтому я сочту правильным решением, если обсуждаемый сейчас закон обяжет горьких пьяниц возмещать государству ущерб за лечение. Платный прием у врача, пусть хотя бы за символическую сумму, отвадит от поликлиник мнимых больных, лишь отвлекающих медиков от работы. Введение института помощника врача избавит докторов от лишней беготни и писанины, позволив им всецело сосредоточиться на наших болезнях.
В общем, я жду от нового закона, что в первую очередь он качественно и материально отразится на людях, которые заботятся о нашем здоровье. Пришло время позаботиться и о врачах.
Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ