Бойкое место под честное слово.... 21.by

Бойкое место под честное слово...

31.10.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

СБЫТ выращенной сельхозпродукции — чья это забота? По логике вещей, в первую очередь голова должна болеть у самого агрария. Зачем выращивать, допустим, картофель тоннами, если его потом не продать? И все же ситуация со сбытом той же овощной продукции не так однозначна. Путь от поля до потребителя бывает с препятствиями. И ситуация, в которую попал Игорь ГРИГОРОВИЧ, хозяин немалого и вполне успешного личного подсобного хозяйства на Столбцовщине, — тому подтверждение…

Часть I. Рачительный хозяин наобум бизнес не ведет

Игорь Леонидович позвонил на «горячий» телефон «БН» и, не вдаваясь в подробности, попросил газету изучить проблему доступности ранних, и не только, овощей для местного, столбцовского, покупателя. Меня, признаюсь, слегка заинтриговал, пообещав показать помидорное поле, продукция на котором фактически пропадает из-за «сбоя в торговле». Он случился еще в минувшем августе, но последствия продолжают волновать хозяина овощеводческого мини-бизнеса до сих пор.

Но кто такой Игорь Григорович? Может, он из тех горе-фермеров, арендаторов земли, которые сначала строят наполеоновские планы, засевают-засаживают гектары, а потом только плачутся, что овощи пропадают? Дескать, никто не приезжает — не забирает... Еду в Столбцы.

— Да нет, Григорович — крепкий хозяин, наработавший себе авторитет, успешно хозяйствующий на земле, — пояснил при встрече начальник отдела растениеводства Столбцовского райсельхозпрода Борис Борисевич. — Арендует четыре гектара земли. Специализируется на ранней витаминной продукции. Сам овощи выращивает — сам по большей части ими и торгует, на постоянной точке… А если находятся желающие оптом купить у арендатора продукцию, мы у себя в райсельхозпроде непременно сводим потенциальных покупателей с Игорем Леонидовичем. Бывает, из соседних районов звонят, интересуются. Не сказал бы, что со сбытом так уж все плохо у арендатора…

Григорович — едва ли не единственный на весь район аграрий в таком статусе. Борисевич называет его арендатором, а можно говорить — и хозяин крупного ЛПХ. Важный акцент: не просто заезжий перекупщик, «чистый» торговец! Это еще и местный сельхозпроизводитель, которому не все равно, какие овощи будут потреблять его же земляки. По сути, свежая, качественная продукция от Григоровича — уже своеобразный мини-бренд на Столбцовщине. Но почему возник вопрос со сбытом?

— Здесь многое зависит от подходов, позиции самого хозяина, — рассуждает Борис Борисевич. — Те же покупатели из соседних районов, возможно, хотели бы взять подешевле, а Григорович не хочет сбрасывать цену. Не пойти ли навстречу клиентам? Или почему бы арендатору не попытаться предложить свой товар для закладки в столичные стабилизационные фонды? Но каждый частник сам просчитывает собственную стратегию поведения на рынке. Ему виднее ходы — маркетинговые, торговые, которые и принесут наибольшую выгоду…

Вместе с собеседником решаем отвлечься на некоторое время от конкретного овощевода в лице Игоря Григоровича и посмотреть, а насколько вообще увязаны усилия небольших частных сельхозпроизводств с общей стратегией планирования в АПК? Кто должен или не должен отслеживать тенденции, планы, задумки хозяев-единоличников? Райсельхозпрод? Местные Советы депутатов, на подведомственных территориях которых ведется агробизнес? Отражено ли участие тех же фермеров, хозяев крупных ЛПХ в обеспечении продовольственной безопасности, в разрезе конкретного района. Хотя бы в каких-то бумагах, документах?

— Собираем ли мы такие данные по частному сектору? — переспрашивает Борис Борисевич. — К сожалению, хозяйства, владеющие менее чем тридцатью-сорока гектарами земли, практически выпадают из всех сводок и справок. Вот, смотрите, у меня на столе информация, согласно которой те же выращиваемые в районе овощи «распределены» по хозяйствам. Видно, какое крупное сельхозпредприятие чего, сколько и на каких площадях должно выращивать. КФХ, ЛПХ нигде не фигурируют. Сейчас готовим планы уже на будущий сельскохозяйственный год. Наверное, снова эти небольшие хозяйства «выпадут» из сводок…

— Раз обратился Григорович в газету, имел на то веские основания, — продолжает Борис Борисевич. — С помидорами у него и впрямь сложилась ситуация, какой никому не пожелаешь! Трудно хорошему хозяину — а Игорь Леонидович таков и есть — смотреть, как гибнет неплохой урожай. Между прочим, выращенный не на «химии», а без применения всевозможных препаратов. Разве что от фитофторы обрабатывал. Вообще, не много в стране людей, которые в открытом грунте рискуют выращивать помидоры. Хотя покупатель разницу между тепличным томатом и тем, который «с грядки», определит безошибочно. И отдаст предпочтение не тепличной «вате»…

Борисевич утверждает: хотя и не заносит он лично во всевозможные сводки сведения о фермерских бизнесах, проблемы единоличников, то, что их волнует, знает неплохо.

— Недавно звонит мне другой фермер, — рассказывает Борис Борисевич. — Обращает внимание на большие проблемы в этом году со сбытом яблок. Недоволен человек ценой, которую устанавливают заготовители. Недоумевает: откуда такая калькуляция возникает, что кило по смешной цене в 200—300 рублей берут? Это, оговоримся, за опад. Но и товарное яблоко тоже, если судить по цене, не очень-то интересует торговлю. Лучше забить отечественный рынок молдавской, польской аналогичной продукцией? Думаю, что-то тут у нас не совсем увязано. Где-то есть сбои в цепочке «от поля до прилавка».

Замечу: если райсельхозпроды, облсельхозпроды — по бумагам, документам — отслеживают ведение агробизнеса в крупных хозяйствах, то частный сектор все же развивается автономно. Как ни крути, а налицо — определенный разрыв интересов. Фермеры, арендаторы, хозяева ЛПХ хозяйствуют сами по себе, а управленцы-аграрии — регулируют, планируют — тоже на расстоянии, определенном от сферы частного интереса. И всё бы ничего, да вот только речь мы ведем об одном общем деле — обеспечении продовольственной безопасности. И здесь лучше, чтобы процессы в разных отраслевых сегментах все-таки увязывались.

Иначе трудно избежать перепроизводства, проблем со сбытом по отдельным хозяйствам, у конкретных производителей. Напомню, были годы, когда в стране не знали, куда девать капусту. Ее растили все кому не лень. Мегаобъемы витаминной продукции приходилось скармливать скоту. Потом, когда с капустой «притормозили», ценники в магазинах начали зашкаливать. Кому нужна такая несбалансированность? Уж покупателю так точно нет. А ведь все звенья производственно-торговой цепочки призваны работать на обеспечение именно простого гражданина качественными, в данном случае, овощами.

На снимке: Игорь ГРИГОРОВИЧ вырастил в этом году лук поистине богатырского размера!

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

(Окончание следует.)

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
СБЫТ выращенной сельхозпродукции — чья это забота? По логике вещей, в первую очередь голова должна болеть у самого агрария. Зачем выращивать, допустим, картофель...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика