Слушание уголовного дела в отношении бывшего заместителя министра внутренних дел Евгения Полудня, которое будет рассматривать Военная коллегия Верховного суда, может пройти в закрытом режиме.
Такое предположение высказал источник интернет-газеты Naviny.by в правоохранительных органах. И не только потому, что в материалах дела имеются документы, помеченные грифом «секретно».
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, «разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом». По своему занимаемому положению — третье лицо в МВД — Евгений Полудень имел доступ к документам с различными грифами секретности. По словам источника, достаточно наличия одного такого в одном томе уголовного дел, чтобы засекретить весь том и автоматически — все дело.
Однако не только это может привести к слушанию в закрытом режиме. Наличие неких секретных материалов в деле зачастую служит лишь поводом, скажем так, приглушить широкий общественный резонанс. Особенно это касается криминальных историй, фигурантами в которых выступают некогда высокопоставленные лица. Закрытый процесс в таких случаях — единственная возможность не допустить утечки нелицеприятной для действующей власти информации из жизни ею же назначенных чиновников.
Это с одной стороны. С другой, как правило, возбуждению уголовного дела в отношении vip-персоны предшествуют оперативно-розыскные мероприятия, в числе которых — прослушивание телефонных разговоров и т.п. Надо заметить, что в стенограммах «прослушек» речи абонентов не редактируются и не правятся. По словам источника, далеко не все сказанное имеет значение для следствия, но, в случае обнародования, может дать обильную пищу для размышлений на тему «Кто нами руководит и командует». Говорят, что полковник Полудень в общении с подчиненными, мягко говоря, выражения не выбирал.
На особенность дела Полудня, обвиняемого в совершении должностных преступлений, ранее «намекали» пресс-служба Следственного комитета и его руководитель Валерий Вакульчик. В частности сообщалось, что «проверяются новые данные о совершении обвиняемым иных преступлений против интересов службы, а также причастность к противоправной деятельности Полудня должностных лиц правоохранительных органов». Очевидно, что материалы этих проверок с упоминанием конкретных фамилий и должностей также присутствуют в томах дела.
Как ранее сообщалось, при расследовании дела было установлено, что Евгений Полудень «систематически долгое время получал от должностных лиц органов внутренних дел материальные ценности и денежные средства». То бишь, в данном случае эти «должностные лица органов внутренних дел» сами совершали преступления. Очевидно, что они раскаялись, добровольно признались, а потому проходят по делу в качестве свидетелей.
Помнится, Вакульчик также отмечал, что дело бывшего замминистра оказалось многоэпизодным, а его расследование затрудняется из-за того, что «некоторые свидетели временно находятся за границей, поэтому пришлось просить помощи у правоохранительных органов России и Германии». Видимо, речь идет о непростых свидетелях, которые совсем не стремятся к тому, чтобы их должности и фамилии прозвучали за стенами суда.
Напомним, что полковник Полудень обвиняется по ч. 3 ст. 424 («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»), ч. 2 и 3 ст. 426 («Превышение власти или служебных полномочий»), ч. 3 ст. 430 («Получение взятки повторно либо в крупном размере») УК Беларуси. Бывшему третьему лицу МВД Беларуси светит срок до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В случае если суд примет решение проводить процесс в закрытом режиме, публично будет оглашена только резолютивная часть приговора.
Кстати
Разбирательства ряда громких уголовных дел такого рода в последние годы проходили именно за закрытыми дверьми. Так было с процессами: бывшего заместителя генпрокурора и прокурора Минской области Михаила Снегиря, бывшего командующего ВВС и войсками ПВО Игоря Азаренка, бывшего следователя Генпрокуратуры Светланы Байковой, в так называемом «деле Громовича», по которому проходили далеко не рядовые сотрудники КГБ, МВД и таможни…