Куропаты продолжают раскалывать белорусское общество. 21.by

Куропаты продолжают раскалывать белорусское общество

05.11.2012 17:18 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Вокруг Куропат разгорается очередной скандал. И, к сожалению, генератором скандала выступают как раз те люди, которые когда-то и открыли белорусскому обществу правду об этом печальном урочище. Но дает ли это им основания приватизировать право на историческую память?

Зенон Пазьняк В письме на Дзяды от 28 октября лидер Консервативно-христианской партии — БНФ Зенон Пазьняк в свойственном ему эмоциональном стиле прошелся по инициаторам установления в Куропатах памятного знака в честь расстрелянных в Беларуси офицеров польской армии.

Пазьняк считает, что на сегодняшний день нет абсолютно никаких оснований и абсолютно никаких археологических фактов, которые бы давали повод предполагать, что в Куропатах «расстреляны офицеры польской армии (и вообще какие-либо военные лица чьей-либо армии). Здесь найдены трупы только исключительно гражданских лиц, и в основном — бедных крестьян, обутых в калоши и клееные резиновые бахилы».

Слова о расстрелах военнослужащих «выглядят нехорошей провокацией, направленной на скандальную новость», считает Пазьняк.

Однако 29 октября памятный знак польским офицерам все же был установлен в Куропатах, но был украден на следующий же день вместе с цветами и свечами.

Руководитель минского отделения «Мемориала», по чьей инициативе и был установлен памятный знак, историк Игорь Кузнецов отметил, что «такого варварства в Куропатах еще не было. Раньше что-то ломали, переносили — это можно было восстановить. Сейчас же просто все исчезло, такое могли сделать только нелюди».

Валерий БуйволЗаочная дискуссия Пазьняка и Кузнецова получила продолжение через неделю во время траурной акции в Лошицком яре, где один из лидеров КХП-БНФ Валерий Буйволзаявил, что патриоты-фронтовцы, защитники Куропатской святыни провозглашают «советского политработника, подполковника Кузнецова персоной нон грата на территории Куропатской святыни и на территории других святынь, где есть мученики нашего народа».

Исполняющий обязанности председателя КХП-БНФ в Беларуси Юрий Беленький отметил, что относительно Кузнецова «партия никаких решений не принимала, здесь говорят чувства человеческие».

«Куропаты — это место, которое должно быть местом и примирения, и сочувствия, и местом, где человек должен задуматься, как он живет на этой земле, что несет в своем сердце и что передаст своим детям. Возможно, над высказанным мнением Валерия Буйвола надо поразмышлять, но отчасти я так его и поддерживаю»,
— отметил Беленький.

Однако получается, что за прошедшие годы Куропаты так и не стали символом народного единения. Наоборот, вокруг урочища постоянно концентрируются противоречия, существующие в обществе в оценке сталинских репрессий. Зенон Пазьняк, похоже, считает, что иначе и не может быть: «Жертвы с палачами не объединяются. История уже 24 года свидетельствует об этом. Потомки расстрелянных никогда не объединятся с потомками тех, кто их убивал».

Человек, по сути открывший миру Куропаты в конце 80-х, теперь своими высказываниями провоцирует дискуссию, суть которой не в обсуждении проблемы репрессий и отношения белорусского общества к этой проблеме, а в осуждении позиции историка, чье мнение не совпадает с позицией самого Пазьняка.

Лидер КХП-БНФ считает, что Игорь Кузнецов занимается мифами, поскольку никаких останков военнослужащих в Куропатах найдено не было. «Нельзя исключать, что такое преступление (расстрел польских офицеров. — ред.) могло быть, и, возможно, будущее приоткроет занавес незнания и тайны, но на сегодняшний день фактов военных расстрелов в Куропатах нет», — отметил Зенон Пазьняк в письме от 28 октября.

Игорь КузнецовИсторик Игорь Кузнецов защитил диссертацию по теме массовых репрессий 30-х годов, написал на эту тему 9 книг и почти полтысячи статей. «Даже мои рьяные противники спорят по содержанию, но не ставят под сомнение мои научные знания», — отметил Игорь Кузнецов в комментарии для Naviny.by.

«КХП-БНФ в лице ее руководителя Зенона Пазьняка дает научную оценку, которую не может давать. Пазьняк является специалистом в области археологии и искусствоведения, но не в истории репрессий в Беларуси. Честь и хвала ему за то, что он написал про Куропаты, но не за ту грязь, которую он выливает на людей, занимающихся изучением темы. Кроме того, могилы — не место для выяснения отношений. Для этого есть круглые столы, семинары», — считает историк.

Игорь Кузнецов подчеркивает, что Куропаты являются культурно-исторической ценностью с 1993 года и охраняются государством. При всем желании КХП-БНФ «не может приватизировать Куропаты, которые являются объектом государственного значения, нравится нам это или нет».

Историк настаивает, что Куропаты должны и могут стать местом единения белоруской нации как объект гражданской памяти обо всех погибших, как символ трагедии белорусского народа без ссылок на партийную принадлежность.

«В одних там ямах лежат жертвы и палачи, коммунисты и беспартийные. В этом смысле показателен пример немецкого народа. Нацисты, может быть, совершили преступлений больше, чем сталинисты. Однако был Нюрнбергский процесс, примирение палачей и жертв осуществлено именно у могил. И что из себя сейчас представляет Германия, а что Беларусь? С процесса примирения в нормальной цивилизованной стране начинается движение вперед. Возможно, отсутствие этого процесса — это одна из причин того, что мы топчемся на месте и разъединены», — отметил Игорь Кузнецов.

Белорусское общество настолько расколото, заражено ненавистью, что практически нет ничего, что способно его консолидировать, считает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Даже спортивные соревнования, отмечает политолог, не объединяют нас: за спортсменов белорусы болеют под разными флагами.

«Если в других странах раскол преодолевается некой общей бедой, — отмечает Карбалевич, — у нас трагические страницы белорусской истории являются факторами глубокого раскола. Так, в каждую годовщину аварии на ЧАЭС обостряется противостояние белорусской власти и оппозиции. То же происходит с проблемой Куропат, которые становятся фактором раскола не только между властью и оппозицией, но и между различными группами оппозиции».

Нацию могут объединить некие моральные авторитеты, но их нет в белорусском обществе, оно давно «утратило необходимость в таких авторитетах». Моральным авторитетом у большинства белорусов является начальник, к которому хотя бы прислушиваются.

«Отсутствие моральных авторитетов, кумиров, интеллигенции, способной генерировать идеи, объединяющие социум, — трагедия белорусского общества», — отмечает Валерий Карбалевич.

Что касается нынешнего конфликта вокруг Куропат, развязываемого КХП-БНФ, то, как отмечает Валерий Карбалевич, «личность Пазьняка оказывает большое влияние на партию, которая, собственно, и существует, потому что есть такой лидер». Все публичные выступления представителей партии являются некой ретрансляции тезисов ее лидера, который с начала 90-х годов известен абсолютной непримиримостью ко всем оппонентам, которыми он называет всех, кто думает немного не так, как он, считает Карбалевич.

В целом же белорусское общество, включая все его структуры, имеет тоталитарное сознание, когда представители различных его слоев не могут нормально вести диалог, констатирует эксперт. Политические обвинения, ярлыки, объявление войны каждому, кто думает по-другому — это наследие тоталитарного общества, считает Карбалевич.

«Отголоски тоталитарной идеологии, которая не предполагает диалога, к сожалению, слышны не только в пропагандистских материалах государственных СМИ, — отметил Карбалевич, — но и во многих публичных выступлений представителей оппозиции».



Елена СПАСЮК
 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вокруг Куропат разгорается очередной скандал. Генератором скандала выступают как раз те люди, которые когда-то и открыли белорусскому обществу правду об этом...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика