Железный поток. 21.by

Железный поток

10.11.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Я — В ЗОНЕ отселения. Пустынная дорога ведет на северо-восток Ветковского района, к границе с Российской Федерацией. Именно в приграничье сходятся десятки металлических «артерий», систематически поставляющих за кордон сотни тонн лома черных и цветных металлов. Контрабандисты вывозят из страны государственный капитал, ценнейший вторичный ресурс — лом. А наши металлургические предприятия затем закупают его у братьев-россиян, причем далеко не по бросовым ценам. Когда же закончится «металлическая лихорадка»?

(Окончание. Начало в номере за 9 ноября.)

Отправляюсь за комментарием в ГО «Белвтормет». Напомню: в 1995 году вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 179, регулирующий до сих пор сбор и обращение металлолома — и черного, и цветного — на территории нашей страны. Детализирует нюансы закупки лома и отходов черных и цветных металлов у населения постановление Совета Министров № 1331 от 10 октября 2006 года. Кстати, в нем же приведен и перечень предметов, закупку которых может осуществлять «Белвтормет» у физических лиц. Там 17 позиций.

— Работа с физлицами специфична, — рассказывает заместитель генерального директора «Белвтормета» — заместитель генерального директора ОАО «Белвторчермет» по производству Сергей Гладкий. — С введением нового стандарта система эта была упрощена. И сейчас 17 позиций из перечня — это три категории лома: стальной бытовой, чугунный бытовой и смешанный. К последнему, например, можно отнести сдачу двигателя автомобиля, в котором есть чугунный блок, стальные поршни и любые другие узлы. Поскольку нам ставили в вину, опираясь на факты теневой продажи лома металлов в Россию, мол, слабо работаем с приграничьем, мы создали более ста участков по заготовке металла от населения. Шли по принципу максимального приближения их к ломосдатчику.

Наибольшее количество таких пунктов приема (заготовительных площадок) организовано в Могилевской области — более 70-ти. Цветные металлы, проблем с которыми в плане контрабанды возникает значительно меньше, чем с черными, сдаются предприятию «Белцветмет» и его разветвленной сети.

Ломосдатчиков в Беларуси — более 12 тысяч юридических лиц. К ним прибавляются тысячи сознательных граждан, которые время от времени сдают металлолом на законных основаниях. В прошлом году все вместе сдали государству более 1 миллиона 800 тонн лома черных и цветных металлов.

— На нашем официальном сайте есть прейскурант для физических лиц. Мы предлагаем 1 миллион 860 тысяч рублей за тонну чугунного лома, 1 миллион 640 тысяч — за тонну стального. За тонну смешанного — чуть меньше — 1 миллион 480 тысяч. Это цена без НДС. То есть можно смело говорить о том, что ценовая политика государства массовый поток белорусского металла в Россию остановила, — заключает Сергей Гладкий. — То, что сейчас продается нелегально за границу, — «черный» лом, криминал. А это уже дело компетентных органов. Главное для нас — смотреть за тем, чтобы лом от населения был не промышленным, а бытовым.

Кстати, более 90 процентов лома, собранного ГО «Белвтормет», отправляется на переработку на Белорусский металлургический завод. Если конкретизировать, то от предприятий ГО «Белвтормет» в 2011-м на БМЗ поступило 1 миллион 256 тысяч тонн сырья, что на 7,4 процента больше, чем в 2010 году. И все же очевидно: несмотря на явный рост, 55 процентов от общего количества металлического сырья, на котором работает БМЗ, предприятие закупает из-за рубежа.

Более 20 компаний обеспечивают БМЗ металлоломом. Такое значительное количество поставщиков обусловлено, с одной стороны, нарастающей потребностью предприятия в сырье, с другой — необходимостью диверсификации поставок. Это исключает появление возможных проблем, возникающих у покупателя при отсутствии выбора.

— Объем потребления металлолома за девять месяцев 2012-го составил 2 миллиона 296 тысяч тонн, — информирует «БН» заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «Белоруcская металлургическая компания» Виталий Чернель. — Как раз сейчас завершается формирование зимнего запаса лома, который в снежные и морозные месяцы позволит предприятию работать бесперебойно. Так, к декабрю на наших площадках должно находиться как минимум 250 тысяч тонн сырья.

Немаловажно, что к концу этого года на БМЗ планируют достичь равновесия в соотношении между отечественным и завозным сырьем — 50 на 50. Это позволит уменьшить валютные затраты на закупку дорогостоящего сырья за рубежом и снизить себестоимость выплавляемого металла. Немудрено: лом, который собирается на территории республики и вовлекается в производство, — более выгодное сырье для нашего завода за счет логистики поставки по сравнению с металлоломом, который поставляется из-за рубежа. Экономика промышленников логична и прозрачна.

— Завод уделяет пристальное внимание развитию собственной ломозаготовительной сети в Российской Федерации, — комментирует Виталий Чернель. — Например, планируется расширять поставки через ОАО «Торговый дом БМЗ» в Санкт-Петербурге (это совместное предприятие, 60 процентов акций которого принадлежат БМЗ). Сейчас на базе Торгового дома уже созданы и функционируют заготовительные площадки. Средняя стоимость одной тонны лома, закупаемого в Российской Федерации, в среднем составляет 320 долларов США. В числе крупнейших российских поставщиков сырья на БМЗ — ОАО «Псковвтормет». Предприятие доставляет в Беларусь более полумиллиона тонн лома в год. Партнеры уже прошли в своем взаимодействии «валовую составляющую» и сейчас кропотливо работают над качеством сырья. Очередной этап взаимовыгодного сотрудничества — организация доработки лома. А это, соответственно, существенное улучшение его характеристик.

Западный вектор диверсификации в поставках металлолома тоже важен. Так, БМЗ уже ведет проработку альтернативных каналов поступления сырья из Польши, Литвы и Латвии. В 2012 году по этим направлениям было импортировано 1,6 тысячи тонн металлолома.

Вместо послесловия

На официальном сайте «Белвтормета» во вкладке «Прейскурант — физическим лицам» указаны цены за килограмм трех категорий бытового лома: стального, чугунного и смешанного.

Например, мне нужно сдать старый автомобиль. Кстати, каких-то особых препон в этой процедуре нет. Сняв машину с учета в ГАИ для выбраковки, удалив неметаллические элементы, можно ехать в ближайший заготпункт «Белвторчермета». Возьмем деревню Гатово под Минском (буквально несколько километров от МКАД) — транспортировка старого авто в качестве лома туда выйдет мне дешевле, чем в ближайший приемный пункт Российской Федерации. Там, как видно по ценнику одного из заготовительных пунктов Брянщины, где я побывала, за килограмм лома мне заплатят 7 российских рублей. Это в переводе в белорусские «зайчики» (берем курс Нацбанка) — 1890 рублей.

Да, в Гатово мне заплатят 1480 рублей (если брать самую дешевую категорию «смешанный лом») за килограмм. То есть разница составит 410 рублей. Именно за этой разницей и гонятся металлисты, которые идут на преступление, идут против интересов своей страны, каждый раз переправляя в Россию тонны металла! Да, рискуют. Но неужели игра стоит свеч? Во имя чего? Чтобы сесть за решетку и понести уголовную ответственность? Доходит ведь до безумия, когда металлисты крадут и надгробные кресты, и могильные ограды...

Некий диспаритет цен на заготовку лома действительно сейчас у нас есть. Нет такого, как раньше, когда в России в разы превосходила стоимость металлолома. К тому же в стране-соседке более гибкий подход в отношении ценообразования, а у нас цены на лом устанавливает государство, их утверждает Министерство промышленности. И это, на мой взгляд, правильно.

Немаловажен и такой факт (это отметили и заготовители, и промышленники): в Беларуси по ломозаготовке более высокие требования, чем в России (где множество мелких фирм, часто однодневок, слабо контролируются из центра). Соответственно, некоторые в погоне за длинным рублем позволяют себе поставлять на металлургические предприятия некачественное сырье.

Теневой оборот вторичного металла — тема острая. Думаю, окончательно поставят точку в ней цены: практически одинаковые что у российского, что у белорусского заготовителя. Возможно, именно тогда наших «металлистов» перестанет «ломать», и они поймут очевидную выгоду. И она будет на пользу, в том числе и государству.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Я — В ЗОНЕ отселения. Пустынная дорога ведет на северо-восток Ветковского района, к границе с Российской Федерацией. Именно в приграничье сходятся десятки...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика