Профессионал по расчету
27.11.2012
—
Новости Общества
|
Специалисты Республиканского центра проблем человека БГУ помогут учителям увидеть талантливых каменщиков и искусных плиточников еще в седьмом классе В лаборатории психофизиологии и профессиографии центра идет работа над методиками, направленными на раннее выявление задатков к строительным специальностям. К 2015 году методики поступят в распоряжение школьных учителей и специалистов по профориентационной работе. Нетороплив, аккуратен и вдумчив Ученые Республиканского центра проблем человека сейчас на одном из основополагающих этапов работы. В их распоряжении выборка — несколько тысяч классных профессионалов строительной отрасли. Каждого из них с радостью пригласили бы на работу ведущие строительные организации страны. Исследователи тестируют этих мастеров и составляют психофизиологические портреты белорусских плиточников, каменщиков и штукатуров. — Мы исследуем память, особенности зрительного, слухового тактильного восприятия, — рассказывает заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии центра Светлана Сагайдак. — Определяем интеллектуальные параметры — внимание, объем оперативной памяти, способность к восприятию чертежей. Измеряем скоростно-силовые показатели, координацию, то есть связь “глаз — мозг — рука”. Одним словом, работаем над матрицей, определяя, какие именно качества хорошо развиты у профессионалов высокой квалификации. По наблюдениям Светланы Сагайдак, среднему белорусу присущи как раз те качества, которые особенно ценны на стройке — осмотрительность, неторопливость, вдумчивость. Наш человек в отличие от рабочего с ярко выраженным “восточным” темпераментом не склонен к поспешным или рискованным действиям. Он сначала посмотрит, прикинет, разберется, а уж потом делает. При этом скрупулезно выдержит предусмотренную технологией концентрацию раствора и не поленится переделать то, что получилось неаккуратно. Согласитесь, в доме, который строят такие белорусы, хочется жить! Не зарывать талант плиточника — Почему же талантливые от природы строители не хотят после школы поступать в профессиональные лицеи? — спрашиваю, вспомнив о незаполненных в текущем году учебных группах учреждений ПТО. — Некому показать ребенку его способности, укрепить веру в себя, — считает Светлана Сагайдак. — До сих пор профконсультанты используют опросники, выясняя интересы и предпочтения старшеклассника, а не его способности. Интересы и предпочтения во многом формируются средой. Особенно родителями, которые склонны любой ценой вести своего ребенка к диплому о высшем образовании. Психологи собираются показать подростку его преимущества. Несложные задания — например, собрать пазл, воспроизвести картинку по отдельным элементам, расставить фигурки в заданном порядке — на самом деле позволяют судить о глазомере, пространственном восприятии объектов, чувстве времени и других особенностях. С выявлением наличия или отсутствия страха высоты сложнее: в мире для этого используются дорогие шлемы-симуляторы. А психологи Центра проблем человека хотят, чтобы их методиками могла воспользоваться любая школа, в том числе небогатая и малокомплектная. — Будем думать и искать альтернативные подходы, — говорит Светлана Сагайдак. — Следующий год сотрудники лаборатории посвятят разработке тестовых методик. Это новые подходы не только в рамках нашей страны, но и на всем постсоветском пространстве. Психологи задумали свой проект для того, чтобы дети лучше узнали себя, а учителя получили ориентиры в работе по профессиональной ориентации. Их миссия — поддерживать в ребенке веру в его способности и напоминать о преимуществах пути рабочего человека. — Если ребенок в двенадцать лет знает, что может стать классным каменщиком, его будет легче ориентировать на учебное заведение и обучить, — считает собеседница. — Если он выберет специальность в соответствии с природными задатками, то будет ходить на работу с удовольствием, а значит, работать лучше и зарабатывать больше. До сих пор специалисты лаборатории психофизиологии и профессиографии помогали выбрать “свою” профессию и определить благоприятные для конкретного человека условия труда посетителям “от 16 и старше”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Специалисты Республиканского центра проблем человека БГУ помогут учителям увидеть талантливых каменщиков и искусных плиточников еще в седьмом классе
|
|