В Беларуси расширили возможности для отстрела зубров — теперь нежелательными стали еще и здоровые животные, которые дерутся друг с другом, а также поздно рожденные телята.
Поскольку зубр является охраняемым животным, в Беларуси разрешен отстрел только тех особей, которые вынесены из Красной книги и внесены в так называемый резервный генофонд. На днях список критериев, по которым этот генофонд пополняется, был расширен, для чего было принято постановление Совета министров от 23 ноября № 1073, внесшее изменения в Правила охраны и рационального использования зубров.
В частности, теперь к резервному генофонду относятся также «зубры, которые в зимний период находятся на территории ферм и силосных буртов и проявляют агрессивность по отношению к людям и домашним животным», самцы и самки, которые «проявляют агрессивность к своим сородичам (зубрам), за исключением самцов — победителей в турнирных поединках из-за самок в период гона (яра)», а также «телята, родившиеся в период с октября по декабрь включительно».
В Министерстве природы и охраны окружающей среды это нововведение объяснили перенаселенностью микропопуляций зубров. По словам начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Натальи Минченко, инициаторами расширения критериев, по которым разрешен отстрел этих редких животных, стали ряд национальных парков, исходя из существующих проблем: агрессивности зубров по отношению к своим сородичам и людям.
Однако сами белорусские зоологи, которые постоянно работают с зубрами, оказались несколько потрясены новыми правилами и, как выяснилось, не видят в животных большой опасности.
Зубры нападают на людей?
Как пояснил Naviny.by старший научный сотрудник Березинского биосферного заповедника, териолог Александр Каштальян, зубр — животное социальное, и проявление агрессии одними особями в отношении других, особенно возле подкормочных пунктов, является вполне естественным поведением. «Более сильные животные устанавливают свою иерархию, и если не будут поддерживать свой статус, то лишатся главенства в стаде», — отметил специалист.
С ним согласен и ведущий научный сотрудник национального парка «Беловежская пуща» Алексей Буневич, по словам которого, зубры между собой дерутся постоянно. «Этому никто не придает значения. Иерархия, борьба в стаде всегда была, есть и будет, — говорит он. — Если они дерутся, это еще не значит, что надо кого-то из них убить».
Бывают, правда, случаи, когда побежденный зверь получает серьезные травмы в драке и может в муках умереть сам.
Нападение же зубра на человека не является злободневной проблемой и является, скорее, редкостью. «Агрессию может проявить один зубр раз в 10 лет. За историю моей работы было всего два-три таких случая», — рассказал специалист Беловежской пущи.
К примеру, в пуще жил зубр, который каждый вечер ходил по деревенской дороге на ферму, а утром возвращался обратно в лес. Зверь не боялся людей и мог броситься даже на проезжавшую мимо телегу с лошадью. Хотя зубры, как правило, избегают встречи с человеком.
По словам, Алексея Буневича, агрессивных самок зубров, которые тоже способны атаковать человека, можно встретить на подкорме, однако егеря этих темпераментных зубрих знают и просто обходят их стороной.
Александр Каштальян за восемь лет работы с березинско-борисовской популяцией зубров и вовсе ни разу не встретился с проявлением зубриной агрессии по отношению к человеку и домашним животным, но рассказал, что такие случаи бывали раньше, сразу после того, как зубров заселили в заповедник. Тогда животные, жившие до этого в вольерах, были ручными и не боялись людей.
Сейчас же зубры одичали. «На сельскохозяйственные фермы они не ходят и могут выйти только на поля, но при встрече с человеком они стараются куда-то убежать, а не, наоборот, бросаться на него», — рассказал териолог.
Уничтожают сельское хозяйство?
Считается, что зубры наносят большой вред сельскому хозяйству, а когда зубров стало больше, то и вреда, соответственно, стало больше. Специалисты не отрицают: зубры могут вытоптать поля, но ведь такой же вред сельскому хозяйству наносят и лоси, олени, кабаны, косули и другие животные.
«Но если численность другие видов относительно стабильна в республике и возможность их сохранения не вызывает опасений, то с зубром ситуация другая», — поясняет Александр Каштальян.
По его словам, зубры наносили вред сельскому хозяйству еще во времена СССР, когда их популяцию только начали восстанавливать, но тогда в стране существовала система компенсации большим хозяйствам и частным подворьям нанесенного животными вреда.
«То же самое сейчас существует в Польше, но в Беларуси после развала СССР такие компенсации существуют только на бумаге, и за последние 10 лет я не слышал о выплатах за потраву полей зубрами», — отметил специалист.
«Если мы сохраняем какой-то редкий вид, то должны мириться с некоторыми неудобствами», — добавил он.
Что касается перенаселенности микропопуляций, то Александр Каштальян не видит в этом проблемы: «Польская территория Беловежской пущи значительно меньше белорусской, а численность зубров там не меньше. Но почему-то поляки не поднимают вопрос о перенаселенности пущи зубрами и необходимости сокращать их количество».
Специалист считает эту проблему надуманной и обращает внимание на более важные и насущные проблемы зубров, например, на обеспечение генетического разнообразия вида, поскольку стадо, которое сейчас живет в Беларуси, произошло чуть более чем от десятка особей.
«В Березинском заповеднике на протяжении последних лет не наблюдается рождения молодняка в стаде зубров. Их общая численность — 34 особи, и все они когда-то произошли от одного самца и четырех самок, — рассказал териолог. — По крайней мере, в нашем заповеднике о перенаселении говорить не приходится. Наоборот, лет через 15-20 зубров может вообще не остаться».
Однако с проблемой перенаселения столкнулась Беловежская пуша, и, по словам Алексея Буневича, численность зубров в нацпарке уже превышает оптимальную.
Чем провинились телята?
Еще одним новым критерием для отнесения зубров к резервному генофонду, стала дата рождения. Теперь отстреливать разрешено телят, появившихся на свет в период с октября по декабрь включительно.
Специалист Беловежской пущи Алексей Буневич объясняет этот пункт тем, что рожденные осенью и зимой телята, как правило, плохо развиваются и часто болеют. В 20-градусный мороз у поздно родившихся телят промерзают хрящевые копытца, которые еще не успели окостенеть. Животные мучаются и почти все погибают к весне.
«Если в теплую зиму такие телята и выживут, то потом все равно остаются хилыми», — отмечает он.
Отстрел поздно рожденных телят, по словам Буневича, практикуется, к примеру, в Польше и считается гуманным. «Они отстреливают телят, которые родились уже в августе. А мы их оставляем — выживет так выживет, нет так нет», — рассказал Буневич.
Его коллега из Березинского заповедника Александр Кашатльян, наоборот, считает, что поздний срок рождения не является поводом для отстрела.
«Если рождается полноценный теленок даже в сентябре-октябре и самка проявляет к нему заботу, если у теленка нет никаких видимых дефектов и врожденных пороков, то такой теленок вполне может дожить до нормального взрослого возраста. Людям нужно не стрелять таких животных, а в зимнее время обеспечивать самок с телятами хорошей подкормкой», — говорит Каштальян.
В целом же специалист считает, что новые правила лишь расширяют возможности для элиминации здоровых животных в популяциях зубра.