Белорусская железная дорога сегодня празднует полуторавековой юбилей.
150 лет назад, день в день, в границах Санкт-Петербургско-Варшавской магистрали на территории Беларуси открыли тогда первый для нашей страны железнодорожный участок Гродно - Поречье. Сегодня по нему, как и полтора века назад, вновь прошел ретропаровоз. По маршруту 19 века проехал Дмитрий Смирнов.
Тот же звук перед отправлением состава, что и 150 лет назад. Сегодня такого уже не услышишь. Да и паровозы переехали из депо в музеи. Однако для опытных путейцев этот сигнал как ностальгия. В их времена паровозы на угле еще ходили. (Геннадий Солончук, ветеран Белорусской железной дороги) То, что белорусы сохранили свое полуторавековое прошлое, произвело особенное впечатление и на иностранных гостей. (Роберт Заборский, директор управления Пассажирских региональных перевозок г. Кельце (Польша) Юбилейный состав сегодня полностью повторил свой 150-летний маршрут - из Гродно в Поречье. Скорость, правда, была не 45 километров в час, как в 19 веке, но дым, а главное, уголь были самые настоящие. Как и 150 лет назад, паровоз работает на угле. Чтобы проехать расстояние по маршруту 19 века от Гродно до Поречья в 30 километров, помощнику машиниста придется забросить в топку почти одну тонну угля собственными руками. (Владимир Прокопович, машинист локомотивного депо г. Гродно) В короткой прогулке на полтора века назад организаторы соблюли даже детали того времени: царских орлов на пассажирских вагонах, железнодорожные циркуляры императора и форму путейцев. Иосифу Мазюку последнее особенно пришлось по вкусу - почти такую же шинель носил и его прапрадед, строивший именно этот участок железной дороги. (Иосиф Мазюк, железнодорожный мастер) Кстати, сам маршрут из Гродно в Поречье, похоже, может продлиться и на литовскую территорию, став туристическим. (Владимир Морозов, начальник Белорусской железной дороги) Паровозы из 19 века - хоть и приятная, но все же ностальгия. Интереснее современные рельсы и шпалы, а по ним в ближайшие годы мы, как пообещали в БЖД, будем ездить быстрее. В частности, речь идет о повышении скоростей между областными центрами и Минском.