Пенсионная реформа. Государству пора играть на опережение
23.01.2013 16:50
—
Новости Общества
|
По данным Белстата, число пенсионеров в стране достигло 2,5 миллиона. Белорусским властям самое время всерьез задуматься об изменениях в пенсионной системе, ведь соотношение количества работающих к пенсионерам уменьшилось до 1,5. Но пойдет ли руководство страны на пенсионную реформу? О том, что пенсионной системе нужна реформа, независимые эксперты говорили давно. Да и сами власти, скорее всего, понимают это, но замахнуться на святое для народа в ущерб себе не хотят. Однако ситуация в этой сфере складывается так, что в ближайшее время руководству страны придется задуматься о непопулярных шагах. Несмотря на то, что в 2012 году Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) удалось сформировать с профицитом, уже к 2014 году, по прогнозам Всемирного банка, ФСЗН может столкнуться с дефицитом. У руководства страны есть несколько вариантов игры на опережение. Каждый из них содержит меры, которые будут очень болезненны для властей, так как предусматривают ряд экономических и политических рисков. Повысить пенсионный возраст — последнее, на что пойдет руководство страны Этап, который проходили практически все европейские страны — повышение пенсионного возраста. Эта мера исключительно нежеланна для властей, ведь, по сути, это удар в самое сердце белорусской идеологии, разрушение патерналистского мифа. В риторике президента и других должностных лиц не раз звучал тезис о том, что в отличие от наших западных и восточных соседей Беларусь — социальное государство для народа, и потому власти не пойдут на такой шаг. Еще в апреле 2012 года Александр Лукашенко заговорил о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения, но без увеличения пенсионного возраста: «Совершенствуя пенсионную систему, мы отбрасываем вариант, по которому пошли Европа, Украина, другие страны — повышение пенсионного возраста». По словам вице-премьера белорусского правительства Анатолия Тозика, вопрос о повышении возраста выхода на пенсию в Беларуси закрыт и в ближайшее время обсуждаться не будет. И в самом деле, повышая пенсионный возраст, власти будут рубить сук, на котором сидят: в электорате Лукашенко много людей предпенсионного возраста и пенсионеров. Увеличение возраста выхода на пенсию наверняка негативно скажется на и без того не слишком высоком сегодня Таким образом, на повышение пенсионного возраста власти в обозримой перспективе (по крайней мере, до президентских выборов 2015 года) вряд ли пойдут. Как и другие назревшие проблемы, эту власти решили отодвинуть на потом. Еще одним маловероятным вариантом сократить возможный дефицит ФСЗН является уменьшение размера пенсии. Такой ход событий, может, и не вызовет социальный взрыв, но массовое недовольство будет обеспечено. Пенсии в Беларуси и так весьма скромны. Так, средний размер пенсии по возрасту в 2012 году составил 182,6 доллара. Планируется, что в 2013 году показатель возрастет до 218,1 доллара в эквиваленте. Однако пока обещанное на февраль повышение пенсии отменено — на это нет денег. Кроме того, учитывая среднюю продолжительность жизни в стране (мужчины — 66 лет, женщины — 77), можно констатировать, что многие белорусы не успевают в полной мере воспользоваться и этими средствами. Власти жертвуют эффективностью, чтобы залатать дыры Не является возможным решением проблемы и повышение налоговых отчислений в ФСЗН. В иной ситуации власти, может быть, и воспользовались бы таким способом, но не сейчас, да и размеру отчислений расти некуда. Ныне они составляют 35% от фонда заработной платы, причем основное бремя — 34% — лежит на нанимателе. В случае же если наниматель является и работником и работодателем, размер подоходного налога и выплат в ФСЗН может превысить 50% от заработка. Такой уровень отчислений работодателей является одним из самых высоких в мире. Кроме того, он толкает к сокрытию реального размера дохода. Как правило, наниматели снижают официальные цифры, используют схему зарплаты в конверте. Такое положение вещей показывает неэффективность сегодняшней системы социального обеспечения в целом. Скорее всего, для поддержания уровня пенсионного обеспечения без повышения возраста выхода на пенсию власти попытаются отделаться малой кровью и пойдут на дотирование ФСЗН, например, за счет внебюджетных источников. Однако, действуя таким образом, государство тратит деньги не на развитие, а на консервирование ситуации. Для властей привычна парадигма, когда они, не желая реформ, идут на субсидирование тех или иных отраслей и сфер. Проблема в том, что без реформ поднять эти сферы невозможно, невзирая на объемы средств. Примером является деревообработка, на модернизацию которой государство потратило более 700 млн. евро, однако воз и ныне там. Для повышения эффективности пенсионной системе нужны реформы. Робкий шаг власти сделали, дав возможность дифференцированного повышения пенсии за счет более позднего выхода на нее. Такие меры Однако этого недостаточно. Необходимо развивать систему пенсионного страхования, переходить к накопительной системе пенсионного обеспечения и перераспределению бремени выплат в ФСЗН между нанимателем и работником. Никита БЕЛЯЕВ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вместо этого власти консервирует проблемы пенсионной системы…
|
|