День учителя. 21.by

День учителя

08.02.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Я обязан отцу за то, что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали ее достойной». Кто сегодня вспомнит эти слова Александра Македонского? Профессия педагога как–то постепенно исчезла из списков востребованных, почетных и перспективных. Все чаще из уст родителей можно услышать: «К моему ребенку не нашли подхода», «Виноват учитель» и самое излюбленное: «Школа должна!..» А что, интересно, должна, кому и когда? Чтобы понять это, корреспонденты «СБ» провели один день с педагогом среднестатистической минской школы. Поверьте, мало не показалось!


Ни минуты покоя


Учитель начальных классов Юлия Пивоварчик в восемь утра уже на работе. До начала урока нужно подготовиться к занятию и уделить внимание двум десяткам родителей, которые приводят в класс своих еще полусонных малышей. Впереди несколько часов в режиме нон–стоп.


8.30. Первый урок. «Человек и мир». Тема — как заботиться о своем здоровье зимой. Постоянно ловишь себя на мысли: учитель у первоклашек — как артист на сцене. Ему нельзя ни на секунду отвлекаться, иначе внимание маленькой аудитории будет потеряно. И потом, за малышами нужен глаз да глаз. Кто и как сидит за партой? Не сутулится? Не лежит на столе? Юлия Алексеевна объясняет: «За 35 минут урока мы должны успеть не только почитать–пописать–посчитать, но и провести две физкультминутки, зарядку для глаз и для пальцев». Стоит ли говорить, что все это учительница для наглядности выполняет вместе со своими подопечными.


9.05. После первого урока малыши завтракают. У педагога ни минутки свободной: нужно помочь раздать посуду, налить какао и разложить кашу. А затем проконтролировать, чтобы каждый убрал за собой. Одновременно идет подготовка к следующему занятию.


9.25. Математика. Тема: образование числа 16. И снова у Юлии Алексеевны забот невпроворот. Правильно ли Аня держит ручку? Под тем ли наклоном у Даника лежит тетрадь?..


10.00. Педагог организует игру и помогает каждому малышу подготовиться к третьему уроку — к трудовому обучению. Словом, опять перерыв только для учеников.


10.20. На этот раз детям предстоит познакомиться с танграмом. Из семи мелких геометрических фигур, танов, они должны научиться складывать фигурки. Объяснить задание нужно каждому, при этом особое внимание — технике безопасности. Юлия Алексеевна подходит к вопросу творчески: «Я буду показывать, как работать с ножницами. Если вы согласны — хлопаете, если нет — топаете». Дети дружно подключаются к процессу. Кажется, все понятно, но уже через минуту учитель только успевает пресекать опасное баловство...


10.55. Очередная переменка. Попробуйте уговорить два десятка шестилеток убрать за собой рабочее место, очиститься от клея и разложить по полочкам все рабочие материалы! И еще попутно подготовиться к следующему учебному часу.


11.15. Четвертый урок. Стимулирующее занятие по белорусскому языку. Малыши пытаются разобраться с названием игрушек: «Как будет воздушный шарик? — Балонiк. — Кукла? — Лялька». Чем ближе к концу занятия, тем сложнее педагогу удержать внимание: кто–то из ребят уже клюет носом, кто–то отвлекся на свои игрушки, а кому–то не терпится вырваться из школьных стен.


11.50. Занятия окончены, но рабочий день учительницы, которая за это время не взяла ни минуты тайм–аута, еще даже не перешагнул экватор...


Бумажные горы


А знают ли ученики, сколько у учителя «домашнего задания»? Если у первоклашек его нет совсем, то у их педагога — вагон и маленькая тележка. Сегодня Юлии Алексеевне не нужно спешить на замену в продленку, поэтому последующие часы можно посвятить бумажной работе. Для начала — заполнить многочисленные графы журнала и проверить тетради. В первом классе только две стопки — математика и прописи, в которых ребята оценивают себя по двум шкалам — аккуратность и правильность. «Самый большой объем в четвертом классе — три стопки тетрадей ежедневно да еще диктанты, изложения, самостоятельные работы. Каждый день приходишь за час до работы, чтобы все успеть». А каково учителям–предметникам в старших классах? Или завучам, к которым стекается огромный объем документации?


Следующий пункт — журнал безотметочного обучения. Двоек–десяток у первоклашек нет, но учителю работы от этого точно не меньше — итого плюс 5 — 6 часов в неделю. Сколько и какие ошибки сделал каждый ученик? Усвоил ли теорию? А практику? Плюсы–минусы появляются в многочисленных графах «общеучебных умений и навыков», и чем старше класс — тем толще папка. Школярам родители покупают специальные альбомы самооценки, где ребенок тоже должен заполнять несколько глав типа «Я понял», «Я усвоил»... Именно на это уходит минут 15 урока. «Детям важно, чтобы их старания оценили больше, чем просто словом «молодец» и плюсиком, поэтому в конце года мы подводим итоги. Например, вручаем символические красные яблочки тем, кто хорошо учился, кто чуть хуже — зеленые с красным бочком», — замечает Юлия Алексеевна.


В списке работы на сегодня и дневник классного руководителя по воспитательной работе. В нем сводный «лист воспитанности», который дублируется для социального педагога, анализ воспитательной работы и посещения детьми секций, социально–педагогическая характеристика класса на начало и конец года. А еще воспитательный план на каждую четверть по неделям: в эту шестидневку намечаются пять мероприятий, а значит, нужно написать ровно пять планов, по которым в конце марта от учителя ждут подробный отчет о проделанной работе.


Еще полтора часа времени ежедневно уходит на план–конспект уроков. А дальше — отчеты, отчеты и еще раз отчеты. Средний балл по ребенку и по каждому предмету, сводная ведомость оценок за четверть, анализ каждой контрольной работы, который должен продемонстрировать динамику обучения, отчет за каждую четверть и за год. Плюс анализ пропусков и что сделано для их профилактики, календарно–тематическое планирование по факультативам, отчет о питании школьников, сведения о прививках... И это далеко не все! К слову, «за проверку тетрадей» учителю оплачивают лишь около двух часов в неделю.


За все в ответе


Вечером учитель работает над материалами по самообразованию. Юлия рассказывает: «Тему и перспективный план пишем на три года, плюс каждый год отдельное планирование. Первая моя тема — игра на уроках в начальной школе, и она меня действительно интересовала. Сейчас тоже достаточно увлекательная — использование мультимедийных презентаций на занятиях. Сегодня необходимо пользоваться современными технологиями. Да и гораздо удобнее хранить всю информацию в электронном варианте». К слову, все презентации для урока учитель делает по вечерам или в выходные. Как минимум полтора часа в день, ведь большинство тренажеров приходится искать по ходу.


Прибавьте сюда подготовку мероприятий на субботу, наведение порядка в кабинетах, участие в многочисленных конкурсах и концертах, сбор макулатуры, работу в школьном лагере. Кстати, у педагогов еще есть свои семьи, дети и домашние заботы... Увы, сегодня круг обязанностей педагогов стал бескрайним, а бумажная работа заслоняет главное — умение нести «разумное, доброе, вечное». И пора что-то менять, ведь даже самый правильный отчет знаний не заменит.


Прямая речь


Министр образования Сергей Маскевич:


— У нас много новых непрофильных вопросов, которые лежат на учреждениях образования. Не так много стран, где школа отвечает и за питание, и за транспортное обслуживание, и за ремонт. И много отчетов приходится писать о деятельности, которая не связана с образовательной. Мы сейчас завершаем систематизацию всей бумажной работы и на коллегии Министерства образования подведем итоги. Подключили к этому и педагогическую общественность, по многим регионам есть перечень мероприятий и предложений, что рекомендуется сократить на местах.


Факт


Зарплата учителя начальных классов второй категории чуть превышает 2 миллиона рублей при ставке 18 часов в неделю.


Кстати


На документацию за учебную четверть у учителя уходит пачка бумаги в 500 листов, около 300 файлов и более 20 папок, которые он покупает за свой счет.


Цифры «СБ»


Только в Минске сегодня более 30 тысяч педагогов. Из них 78 процентов имеют высшее образование, 58 процентов — высшую и первую квалификационные категории.

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

Фото: Александр РУЖЕЧКА

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Я обязан отцу за то, что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали ее достойной»...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика