Общество стремится к регламентации. Строгие правила, инструкции. У одних это вызывает оскомину, как незрелое антоновское яблоко. Другие относятся с пониманием. Я лично принадлежу как раз ко вторым. Считаю, что во всем должен быть рассчитанный порядок и этому порядку надлежит следовать неукоснительно. Тогда меньше будет досадных неожиданностей, неприятных происшествий и трагических катастроф. Другое дело, что никакое, даже самое строгое положение не должно быть некой догматичной мантрой, малейший отход от текста которой есть едва ли не крушение устоев и шаг к светопреставлению. А тем более не стоит из–за пусть даже расчудесных установок прятать в карман собственную совесть. Нынешняя зима невольно дала интересные подтверждения этой мысли.
Во время сильных снегопадов довелось мне как–то поутру лицезреть в соседнем дворе забавную картинку. На дорожке у огромного 12–этажного дома в сплошном снегу была пробита узенькая, метра в полтора, тропка. Люди спешили на работу и, разминаясь, едва не сносили друг дружку. Цирковую кутерьму на тропке умильно наблюдала дворничиха с большой лопатой в одной руке и сигаретой — в другой. «Почему не расчищаем?» — возмутился гражданин в очках, вылезая из пышного сугроба, куда угодил, уступая путь юной мамаше с коляской. «Снег возле своей машины должен убирать хозяин, — пояснила дама с лопатой и сигаретой, — на метр вокруг». Автомобили стояли по обеим сторонам дорожки. Несложно было прикинуть: отмерь по метру — как раз тропка, где и двоим гражданам не разойтись, останется. Дворничиха действовала строго по инструкции. Абсолютно не думая: а вдруг надо проехать пожарной или «скорой»? Причем не после того, как автолюбители дружно вооружатся шанцевым инструментом и уберут непролазные заносы, а прямо сейчас.
Такое же исключительно точное следование инструкции происходило в ста метрах. С крыши магазина рабочие сбивали сосульки. Площадку внизу огородили красной ленточкой. Аккурат по кромке насыпанного за несколько дней сугроба. Строгий мужик в красно–зеленой униформе буквально гнал на сугроб «недисциплинированных» пешеходов, которые норовили проскользнуть по расчищенному пятачку. Отодвинуть ленточку хотя бы сантиметров на 40? Нельзя! Есть соответствующая четкая инструкция. Неудобно людям? Да ничего страшного! Тем более что барахтающиеся в сугробе граждане не особо возмущаются. Некоторым даже весело. Как говорится: хорошо то, что хорошо кончается.
А вот в одном из сибирских городков скрупулезное следование в общем–то разумному распоряжению закончилось плачевно. Здесь с целью улучшения обслуживания населения от водителей маршруток потребовали соблюдать цивилизованный подход к перевозке граждан: пассажиров брать лишь в случае, если есть свободные кресла. Стоя ехать — ни–ни. В итоге — полтора десятка обмороженных и один едва не замерзший насмерть. Маршруток, как оказалось, негусто. А мороз — под и за 40.
Можно привести массу случаев, когда уперто–бездумное, граничащее с бессовестным следование в принципе весьма разумным правилам приводило к еще более грустным последствиям. Но в мажорном звоне весенней капели не хочется портить позитивное настроение. Поэтому ограничусь короткой сентенцией. Правила, инструкции, какими бы прекрасными они ни были, абсолютно все учесть не могут. Нет–нет да и вступают в противоречие с непредсказуемой подчас действительностью. Поэтому, как мне кажется, к ним иной раз очень даже не мешает приложить голову. А бывает, одновременно и с совестью надо бы свериться...