Льготные кредиты на закупку минеральных удобрений к посевной. Недорогое топливо к жатве. Покупка сельхозтехники в лизинг. Ни одно сельхозпредприятие не обходится без ощутимой государственной поддержки. А какова помощь хозяевам частных подворий с их огородами и буренками? Они такие же крестьяне и вправе рассчитывать на хорошее пастбище, ветеринарную и техническую помощь, рынки сбыта продукции. Однако на практике нередко со своими проблемами оказываются наедине. Недавняя история жителя деревни Старь Оршанского района Вадима Рогачева, обратившегося в витебский корпункт «СБ», — тому подтверждение.
В минувшем году со своего подворья Вадим сдал государству более 58 тонн молока. Результат солидный. Но сельчанина беспокоит, что до конца зимы его 12 коровам не хватит кормов. Все потому, что сельхозпредприятие ОАО «Росский Селец», где Вадим работал механизатором, отказывается выделить бесплатно сено. Чтобы разобраться в ситуации, я отправился в Оршанский район.
Весной прошлого года Вадим договорился с руководством хозяйства, чтобы пастбище ему выделили рядом с домом. Трудился не покладая рук. Летом зарабатывал приличные деньги. Но практически все вкладывал в технику, в приобретение породистого скота. Сложил просторный сарай из блоков. В июле с части пастбища решил заготовить сено на зиму. Скошенную траву собирался отвезти домой, однако директор «Росского Сельца» Владимир Матвеев остановил. Сказал, что сено — колхозное. 47 тюков, которые тогда Рогачев сам спрессовал, на зиму хватило бы с лихвой:
— Уже загруженные прицепы я отвез в «Росский Селец». Надеялся, что хозяйство поможет мне позже. Однако напротив своей фамилии в ведомости, по которой распределяли сено, увидел прочерк. Возмутился, поскандалил. Мне привезли 6 тюков. Но разве это соразмерная помощь за сданное молоко?
В своем Заболотском сельсовете Вадим Рогачев — лучший молокосдатчик. По словам председателя сельсовета Виталия Шульгина, среди нынешних 30–летних такие хозяева — редкость. Их поддерживать надо, заинтересовывать. Списки тех, кто имеет подсобное хозяйство, Шульгин исправно отправляет в сельхозпредприятия. Чтобы помогали с кормами. Проблема с Рогачевым — первая в его практике. Шульгин и рад бы повлиять на председателя «Росского Сельца», но на его просьбы руководитель не реагирует. И корреспонденту объяснить свою позицию отказался.
Рогачеву ничего не оставалось, как искать правду в Оршанском райсовете. А затем — и в Витебском облисполкоме. Главный специалист по племделу и личным подсобным хозяйствам граждан комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Татьяна Лопатко, выезжавшая по жалобе, полагает: конфликт разгорелся из–за того, что границы пастбища, выделенного Рогачеву, не были четко определены. Да и Вадим, к слову, не удосужился подписать личный договор на помощь по заготовке кормов. Рогачев на это отвечает, что существует коллективный договор с хозяйством. Хотя по нему как раз–то и непонятно, за что бесплатно выделяется 4 рулона сена: за 4 тысячи килограммов молока, сданных от одной коровы или от всех коров с подворья? Если второе, пропадает всякий стимул работать лучше. И какой выход? В подобной ситуации может оказаться далеко не один Вадим Рогачев...
Заместитель начальника управления реформирования Минсельхозпрода Александр Казакевич объяснил мне, что документа, который бы в каждом конкретном случае регулировал виды и размер оказания помощи личному подсобному хозяйству, нет:
— Если речь идет об открытом акционерном обществе, оно заключает со своими работниками коллективный договор. Нужно сельчанину больше кормов — пусть напишет заявление в ОАО. Его рассмотрят на собрании и в зависимости от возможностей сельхозпредприятия примут решение. Сегодня на личных подворьях в стране содержится около 130 тысяч коров. Ежегодно эта цифра сокращается тысяч на 10 — 15. Совместно с Правительством Минсельхозпрод предусматривает к 2015–му увеличить поголовье до 150 тысяч.
Конкретный шаг в этом направлении — внесение изменений в республиканскую Программу развития и поддержки личных подсобных хозяйств на 2011 — 2015 годы. В соответствии с ними надбавки к закупочным ценам на молоко, молодняк крупного рогатого скота и картофель с начала года увеличились более чем на 20 процентов. В нынешнем году из бюджета для этого выделено почти 58 миллиардов рублей. Думаю, Вадима Рогачева новость обрадует. Но еще больше его обрадовало другое. Буквально через день после моего визита директор «Росского Сельца», вняв просьбам Оршанского райисполкома, корма частнику выделил.
Но разрешилась ли проблема окончательно? Тем более сейчас, когда Вадим уволился из «Росского Сельца». Пожалуй, теперь договориться с руководителем ОАО ему будет еще сложнее. Хотя молоко с подворья Рогачева идет не куда–нибудь, а на наш общий продовольственный рынок. И оно там совсем не лишнее. Как, собственно, и других частников, на долю которых в минувшем году приходилась десятая часть молока, идущего в переработку на Витебщине. В области сегодня есть программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств. В ней записано, что сельхозпредприятия помогают частникам заготавливать корма «на возмездной основе». Однако это не значит, что по–другому быть не может. В СПК «Жвиранка» Шарковщинского района, например, еще несколько лет назад существовала настоящая «коммуна». Крепкое хозяйство бесплатными кормами снабжало всех своих «коммунаров». Понятно, что в каждом конкретном случае свои возможности. Но помочь частникам надо. Причем так, чтобы помощь эта напрямую зависела от результатов их труда.