Неживая вода, или Сколько радиации плавает в белорусских речках. 21.by

Неживая вода, или Сколько радиации плавает в белорусских речках

21.03.2013 15:42 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

101527 Водные ресурсы Беларуси признаны важнейшим природно-ресурсным потенциалом страны, который интенсивно используется населением в различных отраслях его жизнедеятельности. Они относятся к категории возобновляемых природных ресурсов, но, тем не менее, их использование должно быть строго регламентировано, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии окружающей среды.

Свислочь становится чище

Пожалуй, одной из самых проблемных рек в нашей стране является Свислочь. Если говорить о качестве ее воды сегодня, то надо отметить – есть разница между нормами для живущих водных организмов и растений и нормами качества воды для купания (гигиенические нормативы, которые как и в Европе, так и у нас устанавливаются по микробиологическим показателям. Само собой, если по реке плывут радужные пятна, никто купаться там не будет).

- Разрешать купаться в том или ином месте или нет – задача Минздрава, - говорит заместитель начальника ГУ "Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды" Инна Русая. - К водной же конвенции есть протокол по проблемам воды и здоровья. Там есть показатели, которым мы должны следовать. К 26 апреля мы будем готовить национальный отчет о том, как осуществляется  работа в этом направлении, какие поставлены целевые показатели.

- В минувшем году нам удалось определить участников процесса загрязнения всех притоков реки Свислочь, посмотреть, кто является основными источниками и вкладчиками загрязнения нефтепродуктами, биогенами и так далее, - говорят в Министерстве природных ресурсов. -  На этот год поставлена задача разработать план мероприятий по суббассейнам Свислочи.

По словам начальник управления регулирования воздействий  на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергея Зявьялова, прежде всего, надо решать вопросы в Осиповическом водохранилище, поскольку донные отложения там достаточно серьезно загрязнены. Зато, как стало известно, ранее очень загрязненный участок в низовье реки стал чище – в воде сократились загрязнения, показатель по азоту и фосфору понизился. Данный вывод об улучшении обстановки на Свислочи был связан с пунктом мониторинга поверхностных вод. Однако, несмотря на очевидные данные, на участке в низовье реки купаться нельзя. Верховье же реки  - хорошее место для купания, кое-где разрешено это делать.  

Как помочь реке?


 - Нужно снизить содержание в стоках тяжелых металлов, поскольку Минская станция аэрации не предназначена для очистки воды от тяжелых металлов, - констатирует Сергей Завьялов. -  Те предприятия, которые у нас сегодня имеют сбросы в канализацию – "Интеграл", "Горизонт" и ряд других - привлекают к себе пристальное внимание. Мы ориентируем "Водоканал" на то, чтобы они соответствующим образом следили за их сбросами. В перспективе будем вмешиваться в эти процессы для того, чтобы те локальные очистные сооружения, которые имеются на этих объектах, работали эффективно. Будем совместными усилиями решать проблемы.

Кстати, основными загрязнителями реки, по мнению представителей Минприроды, все-таки, являются жители Минска. То, что мы с вами отдаем в систему канализации – вот это главное загрязнение.

Не мойте машины!

Хочется обратить внимание пользователей автотранспорта. Река протекает по городу, многие обращали внимание, когда и в верховьях реки и, тем более, ниже Минска можно увидеть как транспорт наглым образом моется где-то близко у урезов реки и так далее. Зачастую это потом вызывает образование масляных пятен и беспокойство граждан, которые проживают в том районе.

Надо не забывать и о том, что пока в городе Минске нет очистных сооружений ливневого стока - они попадают в Свислочь. Заметьте, если подержанная машина уезжает с вашего двора, то за ней остается масленое пятно, в Европе – ничего не остается. Такая вот культура.. Если мы хотим ездить, то должны следить за этим, а не кивать на кого-то , что добрый дядя найдет денег, построит очистные сооружения и мы будем купаться, поэтому, все-таки, от каждого из нас что-то зависит.

Радиационная водичка…


- Присутствие радионуклидов в воде и присутствие химических веществ – две разные вещи, - рассказывает Инна Русая. -  Новые радионуклиды не привносятся, ситуация с радионуклидами достаточно стабильная. Повышенные показатели отмечаются лишь в реке Нижняя Брагинка, никаких инцидентов с нагрузкой в месте расположения Чернобыльской АЭС и в местах расположения других атомных станций вблизи наших границ не происходило.

По словам специалиста, данная тема носит резонансный оттенок, поэтому, если бы что-то случилось, население было бы проинформировано. Все в пределах средних значений, которые сформировались у нас, с учетом фона, который был на этих территориях и с учетом тех дозовых нагрузок, которые были получены в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Никаких тенденций к увеличению.  Ситуация достаточно стабильна и она под строгим наблюдением и контролем как на водоемах, так и в воздухе.

- Ситуация стабильна - это как?

- Нормально. Она не плоха. Радионуклиды, которые регистрируются, существенно выше санитарных показателей только в реке Нижняя Брагинка, содержание в ней стронция-90 было в 3 - 5 раз выше допустимого уровня.  На всех остальных водных объектах, которые состоят в системе радиационного мониторинга воды, они регистрируются на уровне ожидаемых значений.

- Есть вероятность, что однажды вода станет совсем чистой?

- Любой, кто хоть немножко знаком с физикой, знает, что у радионуклидов бывают периоды полураспада, периоды полного распада, распадаются одни – возникают другие переходные формы – здесь все идет по законам физики, здесь не ускоришь. То, что касается компетенции мониторинга, главное – отследить, чтобы не было привнесено нового загрязнения. Это последствия Чернобыльской АЭС либо результаты внештатных ситуаций на других атомных объектах, но в настоящее время они все находятся под контролем. Индикаторная система в части каких-то возможных аварийных ситуаций налажена и не является предметом беспокойства. В 2012 году среднегодовые концентрации цезия-137 и стронция-90 в контролируемых реках Гомельской области (за исключением упомянутой выше Брагинки) были значительно ниже санитарно гигиенических нормативов, однако все еще превышают уровни, наблюдавшиеся до Аварии Чернобыльской АЭС. Кроме того, в 2012 году продолжились наблюдения за радиоактивным загрязнением поверхностных вод на трансграничных участках рек, протекающих как по территории Беларуси, так и по территориям сопредельных государств. В собранных пробах "свежих" радиоактивных выпадений обнаружено не было.

Мария Войтович, OPEN.BY
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент OPEN.BY выяснила, сколько радиации плавает в белорусских речках, на каких участках Свислочи нам точно не дадут купаться и почему "стабильно – это...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика