Душа в камне. 21.by

Душа в камне

30.03.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Советская архитектура не была столь безликой, как ее порой изображают сегодня, а почин белорусских зодчих гремел на весь СССР

“Теперь чуть ли не в любом советском городе есть свои Черемушки”. Поразительно, но эта фраза из “Иронии судьбы”, задуманная в семидесятые как уничижительный упрек “типовым архитекторам”, сегодня звучит как добрая ностальгическая нотка ушедшего времени. На смену Черемушкам пришли безлико-стеклянно-высотные Сити, порой вписывающиеся в городской облик, по меткому замечанию одного из экспертов, “как кулак в глаз”. Сохранившиеся же советские архитектурные оазисы сегодня ценнее вдвойне: окнами этих домов, пусть и одетыми ныне в стеклопакеты, смотрит на нас наша История.

Да — “ромашке”, нет — “рюмашке”

Необычный и потому запоминающийся выставочный павильон на столичном проспекте Победителей знают далеко за пределами Беларуси. История его создания известна меньше. В 1975 году предполагалось, что это будет каркасное здание на несущих колоннах. Но как проводить выставки в помещении, утыканном опорами? Институт “Минскпроект” эту задачу выполнил с честью, предложив вантовое решение в виде пятигранника, символизирующего советский Знак качества. Эдакий “наш ответ Пентагону”.

Сегодня “ромашка” переживает второе рождение: она реконструируется, после чего станет частью нового архитектурного комплекса. Правда, уже без знаменитого бронзового Меркурия — символ торговли пропишется на улице Корженевского, где появится ультрасовременное здание БелЭКСПО. Кстати, судьба отдаленно похожего на минский еще одного символа эпохи — круглого павильона московского аэропорта Шереметьево, прозванного за внешний вид “рюмкой”, — не столь радужна. Аэропорт переживает реконструкцию, ее натиска может не выдержать хрупкая “рюмка”, на фоне которой герои “Невероятных приключений итальянцев в России” отправились в романтическое путешествие на самолетном трапе...

ДОМинирующее начало

Автор же минской “ромашки”, заслуженный архитектор БССР, профессор Международной академии архитектуры в Софии Леонард Москалевич отправился в мир большого градостроительства из землянки военной поры. А начиналось все с Брестчины. Его областной Дом политпросвещения получил диплом Госстроя БССР за качество проекта и строительства. И стал трамплином к еще более амбициозному проекту: именно в этом здании архитектор познакомился с председателем гремевшего на весь СССР хозяйства “Советская Белоруссия” Владимиром Бедулей, после чего спроектировал в деревне Рясно грандиозный Дом культуры, который не то что колхоз — районный центр украсил бы на славу.

Белорусский почин оказался востребованным: на Москалевича обрушились тысячи писем с просьбой возвести подобное и в других уголках Советского Союза. “Просто мне необычайно повезло в жизни с учителями — Александром Петровичем Воиновым и Георгием Владимировичем Заборским, — размышляет в разговоре с журналистом “НГ” Леонард Москалевич. — Именно они напутствовали меня после учебы: хочешь стать хорошим архитектором — не оставайся в Минске. И оказались правы: пятилетний период на Брестчине стал отличным полигоном для проверки и наработки творческих сил”.

Минск без “тельняшки”

Но возрождаемый послевоенный Минск также нуждался в архитектурных изюминках. В 1965-м зодчего пригласили на работу в “Минскпроект”, и с этого момента градостроительный венец белорусской столицы стал прирастать уникальными жемчужинами. Кому из минчан не знаком жилой дом с магазином “Нестерка”? Или здания Академии управления при Президенте и Белорусского университета культуры? Кстати, кессонные панели своеобразной конфигурации, по сей день притягивающие взгляды прохожих, архитектору пришлось долго “пробивать”. “Не любил я принятые в те годы “тельняшки”, когда в зданиях по вертикали банально чередовались глухие плоскости со стеклянными, — говорит Москалевич. — Хотелось чего-то эксклюзивного. Два года добивался согласования “наверху” разработанных панелей. При случае обратите внимание, как играют свет и тень на их гранях”.

Впрочем, и сами архитектурные произведения зодчего сегодня “играют” в архитектурном ожерелье Минска. А на берегу Минского моря по его проекту в 1968-м был построен пансионат Совета Министров БССР — нынешняя резиденция “Заславль”.

 Как Помпиду бросали в снег

40 лет назад в “Заславле” прошла знаменитая встреча Леонида Брежнева с президентом Франции Жоржем Помпиду. “Народная газета” об этом событии в январе нынешнего года уже писала, но беседа с автором “приморского проекта” открыла немало нового. “Я очень хотел при проектировании предусмотреть диковинную для тех лет сауну, — вспоминает Леонард Москалевич. — Во властных структурах идея поддержки не нашла: что это, мол, за баня на правительственном объекте? И тогда я небольшую сауну пристроил к котельной. Да еще и бассейн сделал. После переговоров Помпиду повели попариться. А потом заводят в бассейн, а там — ванна, наполненная снегом. С его врачами этот момент был согласован, но сам президент о том не знал. Он попятился было, а его под руки — и в снег! В итоге Помпиду это так понравилось, что он потребовал повторить”.

Фото Александра ШАБЛЮКА /НГ/
и из личных архивов Леонарда МОСКАЛЕВИЧА

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Советская архитектура не была столь безликой, как ее порой изображают сегодня, а почин белорусских зодчих гремел на весь СССР
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика