Вторая половина марта принесла сразу две хорошие новости для независимого медиасообщества — решено закрыть уголовное дело в отношении гродненского журналиста Андрея Почобута и не возбуждать дело в отношении журнала Arche.
Эксперты связывают это с попытками официального Минска наладить диалог с ЕС и желанием заранее снять с повестки дня не слишком значимые с точки зрения властей, но весьма раздражающие Запад примеры нарушения прав журналистов и СМИ. Однако аналитики также отмечают, что на серьезные изменения в белорусской медиасфере власти не пойдут.
Злоключения Почобута и Булгакова: был бы человек, а статья найдется?
15 марта стало известно, что управлением Следственного комитета по Гродненской области завершено расследование дела, возбужденного по части 2 статьи 367 УК (клевета на президента Республики Беларусь, совершенная лицом, ранее судимым за клевету) в отношении журналиста Андрея Почобута.
Как сообщил БелаПАН официальный представитель УСК по Гродненской области Сергей Шершеневич, в связи с тем, что выводы лингвистических экспертиз расходятся, а в ходе предварительного следствия не добыто объективных данных, подтверждающих совершение Почобутом преступления, вынесено постановление о прекращении предварительного расследования.
Согласно этому же постановлению избранная в отношении журналиста мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.
Стоит отметить, что летом 2011 года Почобута уже судили за «клевету в отношении президента». Тогда суд Ленинского района Гродно приговорил его к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения на два года.
По второму делу журналисту грозило наказание в виде ограничения или лишения свободы до пяти лет. Как считало следствие, в ряде публикаций, подготовленных журналистом и распространенных интернет-ресурсами, «содержались клеветнические высказывания в отношении главы государства». Правозащитные структуры и Евросоюз осудили белорусские власти за очередное уголовное преследование журналиста.
Проблемы же у журнала Arche начались в сентябре 2012 года. Тогдашний главный редактор этого элитарного издания для интеллектуалов Валерий Булгаков был задержан 14 сентября в Гродно на презентации книги «Советизация Западной Беларуси» и обвинен в незаконной предпринимательской деятельности.
21 сентября сотрудники департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля пришли в типографию, где печатался журнал, с проверкой, а вскоре оттуда были изъяты все документы за последние два года деятельности Arche. 2 октября было арестовано более пяти тысяч экземпляров книг у Булгакова.
Чтобы спасти журнал от закрытия, редакция приняла решение освободить Булгакова от должности редактора, однако несмотря на это ДФР заблокировал счета издания и начал вызывать его сотрудников для дачи объяснений.
18 октября Булгакова за незаконную предпринимательскую деятельность оштрафовали на 500 тысяч рублей. Опасаясь уголовного преследования, он в начале ноября покинул Беларусь.
Попытки перерегистрировать Arche редакция предпринимала в ноябре 2012 года, а также в январе и феврале нынешнего. Последний отказ в регистрации Министерство информации аргументировало нарушением процедуры подачи документов.
Как сообщил БелаПАН исполняющий обязанности редактора журнала Алесь Пашкевич, 26 марта стало известно, что банковский счет журнала Arche разблокирован, уголовное дело по факту проверки редакции издания возбуждаться не будет.
«В банк пришло короткое сообщение, что предписание управления департамента финансовых расследований по Минску и Минской области о замораживании счета отозвано. О том, что в возбуждении уголовного дела по результатам проверки редакции отказано, устно сообщил инспектор этого же управления», — рассказал Пашкевич.
По словам Пашкевича, если бы вопрос с перерегистрацией журнала на сегодня был решен, то разблокированный счет позволил бы приступить к выпуску нового номера. Однако решения Министерства информации о перерегистрации Arche пока нет. 15 марта редакция предприняла уже четвертую попытку перерегистрировать издание, документы должны быть рассмотрены в течение месяца.
«Все решается не в сфере права, а, к сожалению, в сфере политики»
Медианалитик Павлюк Быковский в интервью БелаПАН отметил, что проверка по этим делам тянулась так долго, что практически нет возможности оценить, насколько они в принципе могли иметь судебную перспективу.
«Но так как выглядели эти дела политически мотивированными, то и прекращение этих «наездов» может рассматриваться как политически мотивированная необходимость. Вероятно, сейчас расчищают пространство для некоего улучшения отношений с Западом», — считает эксперт.
С ним согласен и заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец. «Очевидно, что это связано с движением геополитического маятника в сторону Европы. Данные дела находились под пристальным вниманием международной общественности, и их прекращение есть определенный знак», — сказал Бастунец.
При этом он отмечает, что дело Почобута могло быть передано в суд еще несколько месяцев назад. «Хотя, на мой взгляд, оно вообще не должно было возбуждаться. Но возникновение этого дела было определенным вызовом, потому что Почобут — известная, знаковая фигура, которая намеренно была выбрана для преследования. И прекращение этого преследования тоже знаковый момент», — подчеркнул собеседник.
В то же время оба эксперта не уверены, что удастся добиться каких-то значимых реформ в белорусской медиасфере даже в том случае, если между Минском и Брюсселем начнется активный диалог.
«Требовать можно многого, и БАЖ активно это делает, — отмечает Быковский. — Другое дело, что добиться можно будет каких-то точечных результатов, которые могут представлять интерес для отдельных изданий. Радикальных реформ вряд ли стоит ожидать. Я не настроен оптимистично в этом плане, поскольку это является очень чувствительной сферой для существования белорусского правящего режима, затрагивает вопросы и безопасности, и идеологии. Отступить в этой области властям будет очень сложно».
Андрей Бастунец же говорит, что, по сути, все основные требования давно уже обозначены. «В первую очередь, это освобождение политзаключенных, имеется в виду и журналистов в данном случае, потому что, например, и Павел Северинец, и Алесь Беляцкий являются членами БАЖ, оба активно пишут. Мы понимаем, что они не совсем имеют отношение к журналистике, но, тем не менее, их деятельность связана и с проблемами свободы слова и мнений», — подчеркнул собеседник.
Вторым важным требованием журналистской (и не только журналистской) общественности является устранение искусственных препятствий для распространения СМИ, что даже не требует никаких изменений в законодательстве.
«Я имею в виду вопросы подписки и розницы для газет, — сказал Бастунец. — По-моему, уже скоро восемь лет будет, как многие негосударственные издания были выброшены из государственной системы распространения. То, что эти препятствия искусственные, доказывает случай с «Народной волей» и «Нашай нівай», которые во время предыдущей оттепели в отношениях Беларуси и ЕС в 2008-2010 годах были очень быстро возвращены в систему распространения».
В-третьих, отмечает представитель БАЖ, необходимо добиваться изменения самого законодательства и устранения из него «абсолютно одиозных и не вписывающихся ни в какую европейскую традицию препятствий для деятельности СМИ». «Даже наши восточные и более южные соседи имеют куда более либеральное законодательство, чем в Беларуси», — подчеркнул Бастунец.
Но, как показывает опыт, говорит представитель БАЖ, скорее всего, «нас ожидаются какие-то точечные действия в отношении известных фигур без изменения ситуации в целом, без изменения законодательного регулирования».
Бастунец также не ожидает, что власти примут во внимание все те предложения по изменению законодательства в сфере СМИ, которые БАЖ разработала и направляла в Палату представителей. «Нам уже ответили из парламентской комиссии, что их не будут рассматривать, так как в Беларуси и так все хорошо с законодательством. И у меня нет никаких надежд, что это изменится», — сказал он.
Собеседник также подчеркнул, что в то время как прекращены дела в отношении Почобута и журнала Arche, телеканалу «Белсат» в очередной раз отказали в заявке на открытие корпункта в Минске. «И это показывает, что подходы остаются прежними. Все решается не в сфере права, а, к сожалению, в сфере политики», — резюмировал Бастунец.