«Не образованием единым, но и хлебом». 21.by

«Не образованием единым, но и хлебом»

03.04.2013 17:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня в Беларуси можно больше заработать за станком или на стройке, чем в НИИ или нотариальной конторе. Государство намерено использовать такое превосходство силы над умом, чтобы закрыть брешь, образовавшуюся на рынке труда из-за нехватки рабочих.

Минобразования прогнозирует увеличение спроса на рабочие специальности в ближайшее время. При этом в последние годы в учреждениях профессионально-технического образования из-за дефицита поступающих стало нормой продление сроков вступительной кампании, и все равно по ряду специальностей фиксируется недобор.

Как Минобразования планирует реагировать на проблему невостребованности у выпускников школ рабочих специальностей, спросили Naviny.by у министра образования Сергея Маскевича перед началом международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов». Министр считает, что «это никакая не проблема».

В прежние годы спрос на профессиональное образование несколько снизился в связи с высоким интересом у абитуриентов к получению высшего образования, пояснил Сергей Маскевич. Отметив, что в принципе образование важно для позиционирования себя в обществе, министр высказал уверенность, что «из года в год спрос на рабочие специальности будет увеличиваться. Будет повышаться и уровень культуры в этой сфере».

«Не образованием единым, но и хлебом», — сказал Маскевич, подчеркнув, что в Беларуси в настоящее время заработные платы в сфере реального производства у специалистов с профессиональным образованием выше, чем у тех, кто получил высшее образование. Таким образом, считает министр, при выборе, куда пойти учиться, абитуриенты будут ориентироваться на потребности рынка труда, который нуждается в специалистах со средним профессиональным образованием. В частности, отметил Маскевич, в стране высокий спрос на строителей, способных работать по современным технологиям.

Однако Минобразования применяет и ручное управление процессом. Напомним, что в Беларуси значительно увеличен минимальный проходной балл для участия в конкурсе при поступлении в вузы, который составит по русскому и белорусскому языкам 10, по математике, физике и биологии — 15, по всемирной истории, истории Беларуси и истории новейшего времени — 20.

В 2012 году, когда проходной балл был одинаков для всех предметов и составлял 7, минимум не набрало 10% абитуриентов. В этом году, по прогнозу министра, около 30% абитуриентов могут не набрать необходимое количество баллов. Государство рассчитывает, что эта масса абитуриентов переориентируется с высшего образования на среднее специальное и профессионально-техническое.

Как считает первый заместитель главы Администрации президента Александр Радьков, достижением Беларуси является сохранение с советских времен системы подготовки кадров для производства. Отметив важность развития системы высшего образования, в частности возможностей подготовки в Беларуси специалистов в IT-области, Радьков сказал: «А кто на полях будет, а у станка кто будет? Кто будет автобус водить, метро строить? Необходима пропорция в подготовке специалистов. Мне президент говорит: «Не торопитесь, взвешивайте подходы».

В приветствииАлександра Лукашенко участникам конференции говорится, что «современные, прекрасно подготовленные, влюбленные в свою профессию кадры являются одним из важнейших слагаемых успешной модернизации производства и выхода на новые рубежи в социально-экономическом развитии страны». Глава государства «убежден, что белорусский опыт послужит хорошим примером для многих стран, а заинтересованный диалог педагогов, ученых и экспертов поможет найти пути решения актуальных вопросов кадрового обеспечения различных отраслей экономики для устойчивого развития наших государств».

Меж тем европейские эксперты говорят немного о другом. Руководитель международных проектов Европейского фонда образования, региональный менеджер по Беларуси Олена Бех выразила надежду, что в Беларуси будут использоваться лучшие наработки ЕС в подходах к реформированию сферы профессионального образования, развития человеческого капитала с акцентом на обеспечение качества в соответствии с потребностями рынка труда. Важно, сказала она, создавать партнерство между участниками рынка труда и сферы образования, направленное на появление и развитие новых квалификаций.

Особо Олена Бех отметила роль работодателя в подготовке кадров. Она подчеркнула, что работодатели должны иметь возможность формулировать свои потребности в подготовке специалистов и влиять на формирование стандартов в сфере образования. Это необходимо для того, чтобы выпускники учреждений профессионального образования были готовы сразу работать без дополнительного обучения на производстве и могли приспосабливаться к новым условиям, которые появляются в экономике.



Елена СПАСЮК
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Государство ориентирует абитуриентов получать рабочие профессии…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика