Бывшие военные городки, пустующие сельские магазины, заброшенные цехи... Пять лет назад появился механизм, давший хорошую возможность найти всему этому добру достойное применение. Речь об аукционах, на которых стоящие без дела здания можно было приобрести за одну базовую величину. Помещение для развития бизнеса — почти даром! Казалось, хорошее начинание. Однако мониторинг Комитета госконтроля Витебской области высветил негативную тенденцию. Едва ли не половина объектов, продававшихся с начальной ценой 100 тысяч рублей, новыми собственниками так и не приведена в порядок.
Организовать бизнес, создать рабочие места — таковы были обязательные условия. Но сроки прошли, а результата нет. Например, в Лепеле местный предприниматель приобрел спортивный зал в 2008 году. До сих пор лишь покрасил фасад со стороны дороги. Внутри — разрушающиеся лестничные марши, разбитые стекла... Похожая картина с 2–этажным корпусом бывшего детского нефрологического санатория в Витебском районе. Его приобрело частное предприятие. Вокруг — лес, озера. Красота! Но, судя по тому, в каком состоянии здание, отдыхающие здесь появятся не скоро.
В Витебской области на аукционах, где стоимость лота стартовала с «одной базовой», продали более 180 объектов. Справедливости ради отмечу, что категория «не вовлеченных в хозяйственный оборот» объектов далеко не однородна. Не вовлечены они по разным причинам. По некоторым сроки еще не вышли — есть время что–то сделать с приобретением. У кого–то из новых хозяев бизнес заглох. Жизнь есть жизнь. По статистике, через 5 лет после открытия своего дела выживает только каждый 20–й. Еще один момент — ставки по кредитам. Если в банках они резко поднялись вверх, понятно, что люди будут ждать лучших времен, чтобы организовать дело.
Бывает, что в процессе работы возникают неразрешимые проблемы с проектом. И хочет предприниматель строить, да ему говорят: так нельзя, сноси и делай по новой. Но ведь изначально человек на другие затраты рассчитывал. Есть, к сожалению, среди покупателей и такие, которые попросту наживались на перепродаже бизнеса. Ловкачей, впрочем, немного. Клюнув на недорогие лоты, они даже условий договора как следует не прочли. А пока они не выполнены, недвижимость, приобретенную за 100 тысяч, не продашь.
Если после результативных аукционов появляются стоящие без дела руины, что делать? Могут, конечно, санстанция, пожарные или экологи оштрафовать неторопливого коммерсанта. За отсутствие порядка на принадлежащем ему участке. Однако, с точки зрения специалистов КГК, гораздо важнее организовать постоянный и грамотный контроль. Со стороны райисполкомов и областных органов управления. Согласны с этой позицией и в фонде «Витебскоблимущество». Соответствующие письма в гор–, райисполкомы он, к слову, уже разослал. Но делать окончательные выводы, считают там, еще слишком рано. Если предприниматель не успевает завершить объект в срок, логичнее продлить с ним договор. Давление или наказание в данном случае только отобьют желание трудиться. Кто понял, что взвалил на себя непосильную ношу, тем лучше вернуть объект бывшему владельцу. Не все такой «камбэк» встретят с радостью. Но принять обязаны. Если же новый собственник действительно ничего не предпринимает и возвращать объект не намерен, его могут забрать через суд. Прецедент есть в Оршанском районе. Касается он проданного с аукциона здания столовой в поселке Высокое, которое стоит без дела с 2009 года.
Важно, чтобы к собственности, приобретенной за «одну базовую», не относились, как к недорогой игрушке. Тем более что противоположных (в данном случае — положительных) примеров тоже хватает. Вот такой: в деревне Королевичи Глубокского района столичная фирма «Старт» из заброшенной сельской библиотеки сделала уютное кафе. Или еще один. В Поставах в помещениях профессионально–технического колледжа, которые когда–то пустовали, сейчас ООО «Производственно–мебельный центр» выпускает дверные блоки. Главное что? Чтобы проданная с аукциона государственная собственность оказалась в руках хозяина. И в этом вопросе нужна заинтересованность всех причастных к процессу.