Что ожидает НАТО?
16.04.2013
—
Новости Общества
|
Глобализация зачастую преподносит весьма неприятные сюрпризы тем, кто ее инициировал и всеми силами развивал Одним из таких зачинщиков глобализации является НАТО, военно-политический блок, представляющий и защищающий на мировой арене интересы западных стран. Что может ожидать НАТО в грядущие два десятилетия? Первой долгосрочной тенденцией станет сокращение финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении стран, которые входят в НАТО. Хронические экономические проблемы, растущий государственный долг, слишком высокий уровень жизни, не соответствующий больше снижающимся возможностям экономик, не позволят странам — членам НАТО выделять прежние суммы на военные расходы. Собственно, так уже и происходит: по итогам 2011 года только около 10 % стран — членов НАТО смогли соблюсти минимальные критерии финансирования, предусматриваемые правилами членства в организации. Соответственно, будут снижаться военно-стратегические возможности НАТО и количество военных баз за пределами стран-членов. Второй глобальной тенденцией станет сокращение доли затрат стран — членов НАТО в мировых военных расходах. Современная доля затрат — около 60 % всех мировых расходов — неизбежно будет сокращаться. В силу этого будет возрастать военно-стратегическое значение тех стран, доля которых в мировых военных расходах будет возрастать. Это прежде всего Китай, Россия, Индия и Бразилия. В-третьих, легко можно предсказать возрастание конкуренции в сфере продаж оружия на мировом рынке вооружений. Очень серьезные амбиции по выходу на этот высокодоходный рынок имеет Китай, усиленно развивающий военно-технологический потенциал. Тот факт, что по числу поданных патентных заявок в 2011 году КНР впервые опередила США, свидетельствует о том, что эти амбиции имеют серьезные основания. Утрата западными странами части прежних рынков продаж в незападном мире повлечет для них и серьезные геополитические потери. Не секрет, что, полностью вооружая продаваемым оружием ту или иную незападную страну, Запад тем самым получает и ее политическую лояльность — ведь в том случае, если она отвернется от Запада, он может перестать поставлять запчасти для проданных вооружений, и боеспособность армии начнет быстро падать. А это серьезная угроза для обороноспособности. В будущем, когда страны НАТО перестанут лидировать в продажах вооружений для незападных стран, там неизбежно возрастет влияние тех стран, которые заместят западное оружие своим. Этому переделу рынка вооружений будут способствовать и ухудшающиеся финансовые возможности западных стран по кредитному сопровождению сделок — между тем растущие незападные экономики по этому аспекту будут находиться в выигрыше, изобильно кредитуя покупателей своего оружия. В-четвертых, от активного вмешательства в дела всего мира НАТО будет вынуждено перейти к обороне в пределах западного региона. И еще неизвестно, пожелает ли взять усиливающийся Китай на себя функции военного присутствия в тех регионах, откуда вынужденно уйдет НАТО. В-пятых, усилия НАТО по развитию противоракетной обороны (ПРО) в регионах, находящихся на границе России и Китая, будут вызывать растущее раздражение у обеих стран, поскольку снижают их возможности по ядерному сдерживанию потенциальной агрессии Запада. Россия и Китай будут вынуждены вкладываться как в совершенствование своих ПРО, так и в разработку средств преодоления ПРО. Своеобразная гонка вооружений в этой сфере приведет к быстрому развитию ракетных и противоракетных технологий, которые могут быть позаимствованы не вовлеченными в противостояние странами, террористическими группировками и усложнить международную безопасность. В-шестых, можно ожидать возрастания противоречий между членами НАТО. Учитывая разный потенциал западных экономик, часть из них будет в возрастающей степени зависеть от инвестирующих и предоставляющих доступ на свои рынки крупных незападных стран, в особенности Китая. При этом они не будут заинтересованы в серьезной активности в рамках НАТО. В этих условиях возрастающая способность незападных стран диктовать политическую повестку ряду попадающих в зависимость западных стран будет подрывать дееспособность НАТО на мировой арене. Вполне возможно, что вскоре НАТО придется отказаться от консенсуса. В-седьмых, неизбежно возрастание имиджевого ущерба для организации. НАТО на пике своего могущества в 1991—2008 годах могло похвастаться достаточно малым числом удачных операций. Если в условиях изобилия ресурсов НАТО не смогло продемонстрировать успешность, то с учетом растущей нехватки ресурсов вряд ли число успехов возрастет. Также негативным фактором для НАТО будет, как и сейчас, тесная связь в общественном мнении имиджа организации с имиджем США. Соединенные Штаты склонны действовать импульсивно, не считаясь с мировым общественным мнением, и все их неудачные действия традиционно связываются с НАТО. А с учетом нервозности элит США из-за стремительного роста конкуренции со стороны Китая вероятность поспешных и непродуманных действий, которые будут негативно восприниматься в мире, возрастает. Таким образом, НАТО прошло пик своего могущества, и с каждым годом его влияние на мировые процессы будет сокращаться. Ключевая ошибка Западом была сделана в 1990-х годах. Тогда НАТО нужно было распустить и создать новую региональную организацию по безопасности, включающую всех основных противников по «холодной войне», с обязательным участием России. Неспособность сделать это из-за предрассудков и недоверия к бывшим противникам, а также элементарного нежелания делиться с ними, когда весь мир уже казался взятым под западный контроль, поставила НАТО в нынешнюю сложную ситуацию. Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
НАТО прошло пик своего могущества и теперь его ждет кризис |
|