В нынешнем году мы отметили знаменательную дату — 70–летие прорыва Красной Армией блокады Ленинграда. Партизаны Белоруссии, находясь в глубоком тылу фашистов, как могли, приближали это событие. Мне, например, с боевой группой приходилось минировать шоссейные дороги, по которым немецкие танки шли на Ленинград. Партизаны в Россонском районе разобрали полотно железной дороги, что вела в сторону блокадного города. И немецким оккупантам пришлось пойти окружным путем... Когда наша бригада им. Суворова дислоцировалась в Плисском (ныне Глубокском) районе, партизаны буквально оседлали железную дорогу Молодечно — Полоцк, взрывали железнодорожные мосты, пускали под откос и обстреливали вражеские эшелоны, выводили из строя рельсы...
Большой ценой досталась Победа. И главнейшими ее компонентами стали высокий патриотизм советских людей, дружба народов и ненависть к заклятому врагу. И у нас, ветеранов Великой Отечественной войны, как и у всех людей доброй воли, вызывают чувство омерзения «переписчики» истории, фактически, как их называет наш Президент А.Лукашенко, это представители так называемой «пятой колонны». Они действуют под чужую сурдинку. Пытаются через средства массовой информации, особенно в Российской Федерации, перечеркнуть итоги Второй мировой войны, Великой Отечественной, главнейшую роль и жертвенность советского народа в разгроме нацизма. Они сравнивают нацизм и коммунизм, оправдывают злодеяния оккупантов, скрывая от подрастающего поколения героизм и самоотверженность советских людей в борьбе с врагом. Наше общее героическое прошлое нуждается в защите всех порядочных людей!
Алексей СЛАБУХА, заместитель председателя Гродненского городского отделения ОО «Белорусская ассоциация инвалидов войны», Гродно.
Наш бронепоезд
В июне 1941 года уходил на войну из орловской деревни Верхняя Любовша Антон Сергеевич Тюляков, пообещав семье вернуться домой с победой. Был Антон Сергеевич широк в кости, могучей крестьянской закваски, поэтому зачислили его кочегаром на бронепоезд, о чем Тюляков и сообщил семье в письме.
— Это оказалось первое и последнее письмо от отца, — рассказывает сын солдата Василий Тюляков, житель Марьиной Горки, почетный железнодорожник СССР, бывший машинист первого класса. — Затем мы получили уведомление: А.С.Тюляков 1910 года рождения пропал без вести.
Василий Антонович до сих пор помнит слезы матери, все тяготы послевоенного голодного детства. Повзрослев, он начал активный поиск следов отца. Настойчивость увенчалась успехом. О судьбе Антона Сергеевича Тюлякова стало известно из архивных материалов и оперативных сводок штаба Западного фронта от 7 июля 1941 года, сообщавших о героических действиях 12–го отдельного дивизиона бронепоездов в операциях по ликвидации группировок мотомеханизированных войск противника в Белоруссии.
29 июня 1941 года дивизион прибыл в Смоленск, откуда бронепоезда № 47 и № 48 направились в Оршу, затем в Борисов. Там была получена задача «содействовать танковому батальону по разгрому танков фашистов в районе станции Жодино — Смолевичи». 1 июля 1941 года в 15.20 бронепоезда двинулись выполнять задания. Еще не дойдя до станции Жодино, бронепоезд № 47 встретил группу из 20 танков противника и вступил с ними в бой. Несколько машин удалось подбить, остальные ретировались. Но затем показалась еще одна танковая колонна, уже из 30 машин, и 47–й стал отходить. Бронепоезд № 48, следовавший за ним, в 6 — 8 км от Борисова попал под вражеский огонь. Снаряды разбили правый цилиндр паровоза и пробили тендер, что лишило бронепоезд возможности вести бой и маневрировать. Ему пришлось тоже уходить на Борисов, Брянск на ремонт. Отходивший с боем бронепоезд № 47 на том месте, где подбили 48–й, обстреляла немецкая противотанковая пушка: снаряд пробил котел. Паром смертельно обварило бригаду машинистов и кочегара Тюлякова. Командир дивизиона майор С.В.Дерюгин приказал открыть орудийный и пулеметный огонь по врагу, но вскоре дал команду покинуть состав, который расстреливали не только с земли, но и с воздуха. На базу не вернулись 66 человек из команды бронепоезда: 8 — убиты, остальные пропали без вести. Сегодня у В.Тюлякова есть список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава отдельного дивизиона бронепоездов с 1 июля по 1 августа 1941 года. Под номером 54 в нем значится кочегар героического бронепоезда Антон Сергеевич Тюляков, погибший в том жестоком бою. На месте гибели бронепоезда, около остановочного пункта Пролетарская Победа, был поставлен памятный знак. Теперь, когда появился список бойцов, самое время установить мемориальную плиту с именами павших в бою солдат.
Бронислав ЗУБКОВСКИЙ, член Союза писателей Беларуси.