Обнародование данных о численности личного состава белорусской милиции и количестве предателей в погонах может нанести ущерб национальной безопасности. Такой вывод следует из официального письма временно исполняющего обязанности по должности министра внутренних дел Валентина Михневича. Похоже, дела в реформированном МВД совсем плохи…
Напомним, что в публикации была предпринята попытка получить от компетентных органов информацию о реальной численности белорусской милиции и количестве возбужденных уголовных дел в отношении подчиненных министра внутренних дел Игоря Шуневича. (В народе таковых называют «оборотнями в погонах», а в МВД — «предателями интересов службы».) Первая попытка узнать правду из первых уст успехом не увенчалась.
На вопросы гражданина Республики Беларусь и рядового налогоплательщика временно исполняющий обязанности по должности начальника главного управления кадров МВД Олег Кручинский ответил, что интересующие сведения «являются ограниченными к распространению и не могут быть предоставлены физическому лицу». При этом полковник милиции, чтобы аргументировать отказ, вопреки бюрократическим традициям белорусских чиновников, не сделал ссылок на белорусское законодательство или внутриведомственные акты. В то же время налицо было нарушение права на получение информации, которое гарантируется ст. 34 Конституции РБ.
В связи с этим 15 марта по электронной почте автор обратился с жалобой в Генеральную прокуратуру, в которой попросил: провести проверку на предмет законности полученного мною из МВД ответа и обязать МВД дать мне исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.
Прокуратура сработала оперативно. 18 марта заместитель начальника отдела организации работы с обращениями граждан В.Ю. Корнева уведомила, что в «соответствии с компетенцией» моя жалоба переправлена в МВД с приложением на 4 листах.
МВД думало месяц и придумало.
Как следует из ответа за подписью генерал-майора милиции Валентина Михневича, «положения части первой ст. 23 Конституции РБ допускают ограничение прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности…».
Дальше — больше. Михневич зачем-то сославшись на закон «Об информации, информатизации и защите информации» (а мог бы сразу на закон «О государственных секретах») сделал вывод, что запрашиваемые сведения «относятся к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения», а потому не могут быть предоставлены.
Примечательно, что под термином «государственные секреты» прежде всего понимаются «защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь».
Конечно, у государства имеются тайны в политике, экономике, военно-промышленном комплексе и прочих сферах. Но в данном случае, что собственно милицейские генералы скрывают и от кого? По их подфуражковой логике получается, что если в недрах МВД случится утечка о количестве в стране милиционеров, то государство окажется в опасности? Наверное, законопослушных граждан хватит удар, а преступный мир вздрогнет от радости и устроит на наших улицах беспредел.
А чем может навредить государству официальное обнародование статистики (далее цитата с сайта МВД) «очищения коллективов от всякого рода предателей интересов службы, взяточников, нарушителей законности и прочих элементов»? Наверное, может, если это статистка такова, что ее лучше засекретить, чтобы налогоплательщика не пугать.
Впрочем, оставим в покое лирику. Когда дела МВД совсем станут плохи, нас об этом проинформирует президент, как это он сделал по отношению к Минэнерго. Вроде всё было хорошо, а потом, бац, «государство в государстве с элементами мафии и банды».
А пока в своем очередном посланииАлександр Лукашенко уделил белорусской милиции лишь одно предложение. «Оптимизированы структура и функции Министерства внутренних дел», — очень кратко сообщил он. Надо полагать, реформа ведомства завершена. Внешних признаков изменений пока не наблюдается. МВД по-прежнему даже в мелочах — самая скрытая и засекреченная структура власти.
Кстати. Помимо прочего из ответа милицейского генерала следует, что обнародование засекреченных данных о численности сотрудников органов внутренних дел и «оборотней в погонах» есть уголовно-наказуемое преступление. Правда, ежели без признаков измены государству и шпионажа, то и срок небольшой. Дадут даже меньше, чем бывшему заместителю министра внутренних дел Евгению Полудню...