В Беларуси началась кампания «За стабильную оплату обучения!», организованная в интернете группой студентов. Они просят ввести понятную систему оплаты.
Инициаторы кампании считают правильным, чтобы «изменение стоимости платного обучения во всех учебных заведениях страны с 2013 года было привязано исключительно к фактической и планируемой инфляции в стране и проходило один раз в год».
В рамках кампании планируется собрать и отправить 10 000 электронных обращений на имя президента Беларуси и министра образования.
Студенты призывают всех небезразличных граждан, которых волнует эта проблема, присоединиться к кампании — помочь распространить информацию о ней в социальных сетях.
«Постоянное повышение стоимости платного обучения негативно сказывается на родителях студентов, которые в основном оплачивают их обучение, так как родители не могут планировать расходы на образование из-за их постоянного увеличения. Все больше и больше родителей вынуждены забирать документы своих детей из вузов либо брать дорогостоящие кредиты на обучение. Все это указывает на отсутствие экономической стабильности и уверенности студентов и родителей в завтрашнем дне», — говорится в обращении, подписать которое предлагает группа активистов.
В электронном обращении отмечается, что в высших учебных заведениях Беларуси обучается около 445 000 студентов. Из них почти 290 000 (65%) учатся на платной основе. С сентября 2010 года по апрель 2013 года стоимость обучения на платной основе увеличивалась и пересчитывалась девять раз. Как отмечают авторы обращения, стоимость обучения увеличилась примерно в три раза.
В конце февраля министр образования Сергей Маскевич говорил о том, что до конца текущего учебного семестра стоимость обучения в белорусских вузах увеличится на 8-10%. По его словам, это вызвано необходимостью повышать зарплату преподавательскому составу в связи с увеличением тарифной ставки первого разряда.
В настоящее время вузы, отмечал Маскевич, не имеют свободных средств для приобретения оборудования и осуществления других расходов: «А возмещение затрат на обучение одного студента-платника составляет менее 60%, а в некоторых вузах и ссузах не достигает и 40%. Такого низкого возмещения стоимости обучения студентами не было никогда».
В ведущих вузах страны — БГУ, БНТУ, БГУИР — корреспонденту Naviny.by на вопрос об очередном пересчете тарифов на платное образование заявили, что новые цены еще не сформированы.
А вот в частном Институте современных знаний за эти самые знания платят по-новому уже с марта. Как говорится в приказе ректора, «в связи с тем, что существующие тарифы на услуги по подготовке специалиста с высшим образованием не обеспечивают положительную рентабельность производства услуг и в соответствии с ростом текущих затрат на обучение студентов». Размер оплаты на некоторых факультетах этого вуза теперь может сравниться с самой высокой ценой обучения в БГУ или Медуниверситете — более 13 млн. рублей на некоторых факультетах для первокурсников.
По поводу кампании «За стабильную оплату обучения!» уже разгорелись дискуссии в социальных сетях. Вот что, к примеру, пишет пользователь «ВКонтакте» Виталий Двигатель: «Представьте, что вы рядовой 500-доллоравик. У вас 2-3 детей и мало время на всё, кроме работы. И вот вы идёте платить очередные отложенные 3 млн. за учебу. Потом наступает сессия, и оказывается, что нужно заплатить ещё 300-500-700 тыс. А у вас уже планы. На носу праздники или ДР, или ещё чего (у всех свои проблемы). Так вот при таких условиях, не имея дедушки Ротшильда из Америки, в быстрый срок решить проблему иногда весьма проблематично. Приходится экономить на том, на чём нормальные люди не экономят (еда, жена, девушка, семья)».
«Я — за платное обучение с фиксированной оплатой, — отмечает пользователь Наталья Лаговая. — Оплата учебы должна быть подъемна для родителей и без кредита. А также меня волнует программа обучения в вузах (много лишних устаревших предметов, а востребованные жизнью предметы не изучаются), уровень преподавания, политический контроль за студентами, отсутствие демократических свобод. Программа преподавания, приближенная к европейской, позволит во время учебы учиться в разных вузах Европы».
Но услышит ли студентов Министерство образования, которое цены на обучение, собственно, и формирует? Это зависит от ряда причин, в том числе настойчивости студентов, отметил эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
По его мнению, в Беларуси явно не хватает проявлений студенческой активности. Даже те возможности включения в процесс управления образованием, которые есть сегодня в Беларуси, общественностью не используются.
Например, согласно положению о Советах университетов, туда может войти любая организация или человек на основании заявления. Это могут быть и родители, и работодатели, и студенческие активисты, которые могли бы поднимать вопросы и о стоимости обучения, и о его качестве. Однако этот механизм не используется — люди выражают недовольство качеством обучения, за которое платят немалые деньги, непублично, между собой. И уж тем более у нас студенты, когда им значительно повышают плату за обучение, не выходят на улицы.
Однако массовый протест в какой-либо из мирных форм может приносить результат. В качестве примера Владимир Дунаев привел акции молчаливого протеста летом 2011 года, большинство участников которых составляли как раз студенты. Власть хоть и реагировала на эти акции жестко, однако в конце концов пошли навстречу одному из сформированных РЧСС требований — минских студентов освободили от оплаты проезда в общественном транспорте (такое положение сохранялось до июля 2012 года).