Современная техника дошла до такого уровня совершенства, что позволяет печатать любые документы. В том числе и фальшивые. Да так, что с ходу липу и не определишь. А на ловца, как говорится, и зверь бежит: лжесправки сегодня в цене. В России, например, накрывают целые типографии, штампующие все, что угодно, — от безобидных справок в бассейн до аттестатов и дипломов. И у нас на этом кое–кто пытается нагреть руки. Только за первый квартал года количество уголовных преступлений, связанных с поддельными справками, в Минске увеличилось более чем в 2,5 раза и на 60 процентов по всей стране. «СБ» уже писала о том, что сегодня студенту купить липовую бумажку («Печаль вокруг печатей», номер за 27 марта) не составляет особого труда. А как часто и с какой целью вообще подделывают документы, рассказал заместитель начальника управления Следственного комитета по Минску Сергей Паско.
Справки подшиты к делу
Да, на первом месте по популярности закрепились справки о временной нетрудоспособности, которые приносили студенты различных вузов. По словам следователей, чем крупнее учебное заведение, тем больший вал лжебумаг туда идет. Чаще с проблемой сталкиваются технические вузы, чьи учащиеся отлично разбираются в технике.
Истории студентов, пойманных с поличным, как правило, один в один. В толстых папках дел, которые заводятся по поводу использования каждой подделки, объяснения выглядят приблизительно так. Прогулял занятия, опасался наказания, подумал: а что, если купить справку в интернете? Наткнулся на нужное объявление или кто–то из знакомых подсказал номерок. Созвонились, обсудили детали и договорились о встрече (она обычно проходит около одного крупного минского кинотеатра). К слову, торговцы липой лишний раз перестраховываются и место заранее просматривают: нет ли чего подозрительного? Нет — ударяют по рукам: заказчик получает лжедокумент, продавец — деньги (сумма варьировалась в диапазоне 100 — 150 тысяч рублей).
Сегодня поддельные справки, потом массово всплывшие наружу, прикреплены к каждому делу, по которому велось расследование. Если не вглядываться, многие действительно похожи на настоящие: специальные бланк с печатями и подписью реального врача. На других сразу видно — фальшивка. Выдает хотя бы неестественный цвет печати. Видимо, именно внешний вид справки и насторожил в конце концов работников деканата, позвонили в поликлинику уточнить. Оказалось, официально документа не существует в природе — он нигде не зарегистрирован.
Вообще–то большого ума умельцам не надо: обыкновенный бланк, не защищенный какими–либо водяными знаками. Скорее всего, просто отсканировали настоящую справку. В копии менялись только номера, даты и фамилии. Экспертиза после подтвердила: печати были распечатаны на принтере. Дела о фальшивых листках сегодня есть практически в каждом районном отделе Следственного комитета Минска. А сколько их еще где–то гуляет?
Льготы за чужой счет
На втором месте сейчас — поддельные инвалидные и пенсионные удостоверения, по которым какой–нибудь здоровяк решил воспользоваться чужими льготами. В частности — бесплатным проездом. В то время когда люди с реальными физическими ограничениями должны потратить немало времени, чтобы получить нужную «корочку», псевдольготники сами ее клепают — лишь бы не платить за талончик–жетончик. Некоторые предъявляют документ родственников. Другие покупают чью–нибудь утерянную «корочку» на рынке, вклеивают собственное фото и начинают новым документом козырять. А кто–то полностью переделывает вкладыш под свои данные.
— Липовых инвалидов в основном задерживают в метро, — рассказывает Сергей Мирославович. — Процесс этот волнообразный. Одно время случился пик активности на станции «Каменная Горка», затем фальшивые удостоверения всплыли на «Партизанской». Попадаются в основном граждане постарше, но нередко выдают себя за инвалидов и студенты. Псевдольготников стали чаще ловить после того, как мы начали активнее просвещать работников метрополитена, на что следует больше обращать внимание при проверке документов.
Липа от болезней
Еще одна, пожалуй, самая опасная категория подделок — справка о состоянии здоровья. Ведь подобный документ требуют, если вы устраиваетесь работать в сферу торговли или общепита. И это свидетельство: у без пяти минут работника нет недугов, с которыми в этих отраслях работать запрещено, — ни туберкулеза, ни грибковых заболеваний, ни опасных инфекций. Однако справки подделывают активно. Сталкиваются с этим и на минских рынках, и в крупных магазинах. Проблема в том, что многие наниматели в принципе не знают, что из себя представляет справка о состоянии здоровья, и принимают любую. Если индивидуальный предприниматель работает в одиночку, то может и сам сляпать нужный документ. Только проверка вычислит — липа.
А вот проблема подделки самих больничных листков остро не стоит. На этом попадаются, но от случая к случаю. Оправдываются: «Ненавижу поликлиники с их очередями!» Довольно редко у нас подделывают и справки о доходах, которые позволяют оформить кредит на выгодных условиях. Самая громкая афера была несколько лет назад в Слониме. Две женщины клепали такие документы и для себя, и для знакомых. Сведения о месте работы, размере зарплаты — все вымысел чистой воды. Финансовая милиция установила 29 случаев, когда липовые документы представляли в банки Гродненской области. Общая сумма полученных благодаря им кредитов — более 300 миллионов рублей.
Подделывать водительские удостоверения рискуют и вовсе единицы, но спрос, заметьте, огромен: на форумах в интернете то и дело раздаются просто крики о помощи — «решите проблемы в ГАИ!». Некоторые «отзывчивые» откликаются. И вот результат: совсем недавно попался парень с подложным удостоверением и талоном к нему.
***
Почему растут цифры по выявленным липовым документам? Правоохранительные органы связывают это с тем, что на проблему начали обращать пристальное внимание.
— Сегодня многие вузы, поликлиники приглашают нас даже провести ликбез: как отличить подделку? Наиболее эффективный способ проверить подлинность документа — отправить запрос в структуру, которая его выдавала. И если бы деканаты вовремя позвонили в поликлинику, сегодня мы бы не столкнулись с таким валом дел, — признает Сергей Паско. — Какое наказание ожидает представившего фальшивку? Случается по–разному. Например, если уголовное дело прекращается, когда работник или студент попадается впервые, то неприятности заканчиваются штрафом от 10 до 35 базовых величин. Если же человек ценный сотрудник и действительно осознал вину, суд учитывает это и не обязательно наказывает его по всей строгости закона. Но случалось, что за повторное нарушение людей приговаривали и к арестам, и к ограничениям свободы. В любом случае таким поступком человек зарабатывает себе непогашенную судимость. С этой «меткой» работодатели вправе отказать ему в приеме на работу.
Советская Белоруссия №81 (24218). Пятница, 3 мая 2013 года.