Еще недавно для участников проекта "Школа предпринимательства и менеджмента для молодежи. Собственное дело" такие понятия, как бухучет, налогообложение и форма собственности, казались темным лесом. Сегодня же ребята бойко представляют на публике свои идеи, которые имеют все шансы перерасти в прибыльный бизнес. Парни и девушки, стоявшие недавно у экрана, где файлы их дебютных проектов менялись один за одним, - седьмой выпуск начинающих предпринимателей Центра системных исследований проблем молодежи БГУ. Защита - своеобразный пробный камень, ведь представлять в выгодном свете свою задумку придется еще не раз. Молодежь признается: им не хватает опыта и финансов. Зато есть "работающая" идея и рвение. Школа и рассчитана именно на таких: молодых, задумывающихся о собственном деле, но не знающих, с чего начать. Почти год обучения - и вот результат: они уже неплохо ориентируются в бизнес-кухне.Когда студентка БГУФК Юлия Пашкевич пришла в эту школу, свою идею могла обрисовать лишь двумя словами: "Что-то свое". А на защите проектов она уже представила конкретный план своей будущей школы восточных танцев в Березе, откуда сама родом. В презентации Юли - полная смета предстоящих расходов: от затрат на оборудование, аренду помещений до зарплат хореографам, которых девушка собирается нанимать. Учтены вероятные конкуренты и приведены собственные плюсы, которые должны завлечь клиентов.
- Идею вынашивала давно - сама в детстве мечтала заниматься танцами. Но у нас в городе нет подобной школы. На курсы пошла, чтобы реализовать мечту. Поначалу у меня были лишь расплывчатые представления о том, что для этого нужно сделать. Зато теперь все встало на свои места.
Какую форму собственности выбрать для будущей компании? Какая система налогообложения предусмотрена? Как нанимать работников и вести бухгалтерию? На первых этапах у начинающих бизнесменов, студентов и школьников из Минска и Минской области, огромное количество вопросов. В частности, многие спрашивают, в каком возрасте лучше обучать предпринимательству?
Вот мнение директора Центра системных исследований проблем молодежи БГУ Любови Шумской:
- Думаю, с детства. Другой вопрос, в какой форме это лучше преподносить. Например, дошкольники легче усваивают знания играя. Для каждого возраста - свой подход и технологии. Кстати, за семь лет существования наших курсов их слушателями стали 342 человека, из них 173 - школьники городов Минской области. Мы нацеливаем ребят на то, чтобы их идеи приносили пользу на их малой родине. Например, Аня Буракова, учащаяся Жодинской женской гимназии, выпускала стильные экологические сумки из льна - альтернативу полиэтиленовым пакетам. А значит, совершенно безопасные для окружающей среды. Еще один наш бывший ученик из Жодино Эльдар Гасымов стал соучредителем семейного автомоечного комплекса.
По словам Любови Ивановны, сейчас в тренде у молодежи - бизнес в сфере IT-технологий, дизайна, архитектуры и сфере услуг. С последней и было связано большинство проектов нынешних выпускников. Особенно популярен общепит. Потенциального клиента будущие владельцы кафе завлекали как могли: дисконтными программами, демократичными ценами и здоровой едой. Например, предлагался ресторан быстрого питания или арт-кафе, где посетителей еще и развлекут выставками, другими культурными мероприятиями. А вот организаторы проекта "Домашнее кафе", студенты БГУФК Игорь Иванишин и Сергей Ершов, своей энергией и энтузиазмом покорили всех. Парни планируют открыть кофейню с атмосферой "как дома" и вкусной выпечкой. Планы - наполеоновские, в будущем замахиваются на целую сеть заведений.
- Мы продаем домашний уют - то, что греет лично нас. Вам же нравится быть дома? Вот и весь ответ на вопрос. Своим кафе мы хотим показать, что теплая атмосфера может быть не только у вас в квартире. Школа же помогла нам сформировать организационное видение. Мы разговаривали с профессионалами, интересна была и практическая часть, - перечисляли полученные в обучении бонусы ребята.
Среди прочих интересных проектов - электронный сервис учета расходов и доходов. Клиенту обещают удобный интерфейс и процесс пользования, напоминающий игру.
- Перед многими из нас рано или поздно вставал вопрос: на что уходят деньги? Как накопить на нужную покупку? Наш сервис здесь в помощь: поможет спланировать личный бюджет. Предполагаемые пользователи - жители СНГ, менеджеры среднего звена, - рассказывали авторы идеи - студенты БГУ Ольга Грамович и Игорь Калашников.
Как сложится в дальнейшем судьба проекта, зависит не только от ребят, но и от обстоятельств. Некоторым интересным идеям, увы, так и не было суждено реализоваться. Другие, наоборот, успешно стартовали. Например, школьник из Боровлян запустил проект "Забота о вашем компьютере". Он рассчитан на людей старшего возраста, которые не знают, что делать и куда обращаться, если у них сломался компьютер. Парень по сей день помогает им чинить технику. Хорошо пошел и проект "Школа ди-джея", где учат искусству создавать хорошую музыку, а с ней и настроение.
Впрочем, самое главное достижение, считает Любовь Шумская, в том, что выпускники школы предпринимательства выходят из нее уже совсем другими. Они не боятся выступлений на публике, стойко держат удар и отстаивают свои идеи. Знают, куда и с каким вопросом обратиться, где искать начальный капитал и инвесторов. Любовь Ивановна уверена:
- Предпринимательству нужно учить. А попутно и объяснять начинающим: если ваша цель - исключительно нажива, то вряд ли из этого выйдет что-то путное. Идея бизнеса должна быть нужной и значимой для других.
Советская Белоруссия №82 (24219). Суббота, 4 мая 2013 года.