Как накормить родителей вкусным обедом и при этом умудриться сэкономить
Урок 4
Учимся планировать бюджет Как часто банальный поход за продуктами заканчивается для детей и родителей нешуточными полемическими баталиями! «Я хочу пирожное, мороженое...» — загибаете вы пальчики, и в корзинке для продуктов против воли родителей оказываются лакомства, которые в список ближайших растрат ну никак не входили. Из-за подобных мелочей в бюджете появляются так называемые дыры, «зашить» которые ох как непросто. Сегодня-завтра вы заставили родителей купить несколько «ненужностей», а завтра они сообщают, что о вашей мечте можете позабыть — нет денег. Бюджет — дело тонкое. И вы в этом убедитесь сами.
Задача: Вместе с родителями рассчитайте бюджет субботнего обеда. Пусть ваши родители выделят вам некоторую сумму на расходы. Ваша задача — не только уложиться в денежные рамки, но и сытно-вкусно накормить семью. До похода в магазин составьте с мамой и папой обеденное меню, а затем вместе отправьтесь за покупками.
Решения Пока вы еще не сели за составление меню, узнайте, как справились с задачей ученики «Школы личных финансов» и их родители:
Шемкович Александра, мама трехлетнего Ванечки: — Я слегка интерпретировала условия задачи, поскольку это слишком сложное задание для трехлетки. И в итоге у нас получилась не только поучительная, но и захватывающая игра. Вместе с Ванечкой мы открыли ресторан домашней кухни. На обед мы ждали папу. Сначала составили меню. Нарисовали картинки на листе А4: суп, картофельное пюре, котлета и компот. Следующий этап — поход в магазин. Я вырезала десять карточек и объяснила, что это будут деньги. В нашем «магазине» продавались уже готовые блюда (так я адаптировала задачу под возраст ребенка). Но, к примеру, суп (вырезала муляжи из картона) был двух видов: один за пять карточек-рублей, второй — за три. Пюре стоило два рубля, котлета — четыре, компот — один. Ребенок должен был сообразить, что ему нужно купить супчик подешевле, чтобы уложиться в свой «бюджет» из десяти карточек.
Залковская Светлана, 11 лет: — Мне было так сложно делать это задание! (громко вздыхает. — Прим. авт.) Выполняли мы его вместе с папой (решили заодно и сюрприз мамуле устроить). На все про все у нас было 60 тысяч белорусских рублей. После курса теории (папа рассказывал, как тратить деньги с умом) мы перешли к практическим заданиям. Сразу составили список покупок и их приблизительную стоимость. В магазине, выбирая товар, папа просил считать, сколько стоит то, что я хотела купить. С собой мы брали калькулятор. И, представляете, я считала все сама! Как взрослая! Папа объяснил, что один и тот же товар можно купить по разной цене. Например, молоко от разных производителей будет отличаться по стоимости. Исходя из бюджета, нужно выбирать товар подешевле или подороже. Обед у нас получился вкусным. Мама была в восторге. И мы уложились в сумму. Но у меня за время выполнения этой задачи даже мозг закипел! (смеется. — Прим. авт.)
Борис и Татьяна Гавруковы, родители двух очаровательных девочек: — У нас две девочки. Учим их экономии и бережливости, можно сказать, с пеленок. В нашей семье уже сложилось негласное правило: во время приобретения покупок объяснять дочкам, почему мы выбрали этот товар, а не другой. Считаем также, что родители не обязаны быть Дедом Морозом, исполняющим все желания. У ребят должна быть мотивация. Вырасти, зарабатывать и реализовывать свои мечты самостоятельно. На данном этапе важно научить ребенка рационально распоряжаться теми средствами, которыми он владеет. Задача от «Школы личных финансов» помогла изучить основы экономии на практике. С девчонками мы составили список продуктов, а потом прошлись с ним по трем пунктам: магазин, рынок, супермаркет. Мы обратили внимание детей, что один и тот же продукт может отличаться по цене в разных торговых точках. Девочки сразу сделали вывод: прежде чем что-то купить, важно сначала присмотреться и сравнить цены. А за сэкономленные деньги можно приобрести что-то еще.
Заметки учителя
Комментирует Юлия САКОВИЧ, начальник отдела финансовой грамотности управления регулирования небанковских операций Национального банка Республики Беларусь: — Поскольку ребенку сложно выполнить эту задачу без помощи взрослого, хочу поделиться полезными советами в первую очередь с родителями. Многие дети, получив определенную сумму денег на руки, сразу же без раздумий тратят ее на сиюминутные желания. Ребенку следует объяснить, что деньги налагают на него определенную ответственность. Перед тем как делать покупки, необходимо сопоставить свои возможности и желания, составить ясное представление, что и в каком количестве нам необходимо, а без чего можно и обойтись. Родителям обязательно нужно рассказывать, что в разных магазинах цены могут отличаться. К примеру, на рынке разумнее покупать свежие овощи, а в магазине около дома — хлеб и ватрушки к чаю. Взрослые должны давать возможность ребенку самому выбирать покупки и расплачиваться за них. Параллельно поговорите с ним о ценности и полезности вещей, обсудите разные варианты возможных покупок на определенную сумму денег. Привлеките детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясните ее преимущества. Сравнивайте, но не осуждайте за покупку, которую ребенок выбрал. При этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу покупок. Обязательно похвалите ребенка за разумное расходование средств семейного бюджета и экономность!