Над головой председателя Минского горисполкома завис карающий меч президента. Брошенная в сердцах на минувшей неделе фраза Александра Лукашенко воспринимается либо как факт свершившийся, либо как обвинение, под которое еще предстоит подвести доказательную базу...
«Минский горисполком или полностью из коррупционеров сегодня сформирован, которые наверху сидят…», — сказал глава государства 14 июня на совещании с рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли.
А наверху пока сидят — председатель Николай Ладутько и пять его заместителей. От сказанного Лукашенко их должно было сперва в дрожь бросить, а затем первые лица столицы просто обязаны были задуматься: писать им прошение об отставке либо делать явку с повинной. Ибо «последнее предупреждение» городская вертикаль во главе с Ладутько получила еще в сентябре прошлого года при согласовании новых замов предгорсиполкома и глав администраций районов.
«Я вам скажу откровенно: у меня уже дважды возникало желание поздно вечером закрыть Мингорисполком, опечатать все двери на сутки, а с утра назначить председателя Мингорисполкома, может быть, даже военного, «железного» человека, который бы в течение короткого времени начал набирать руководящий состав, верхушку горисполкома», — сказал тогда не менее раздраженный положением дел в Минске глава государства.
После тех нелицеприятных выражений в коридорах власти поползли слухи, что дни Ладутько на посту мэра сочтены, ибо президент жутко не доволен ходом подготовки столицы к чемпионату мира по хоккею. Николай Александрович «последнее предупреждение» пережил и дожил до очередного.
Нынче же претензии главы государства к руководству столицы объясняются проблемами в строительной сфере, где, по словам Лукашенко, ситуация «не просто настораживает, а складывается критической». И все, будь она неладна, из-за коррупции.
Масла в огонь подлил глава Администрации президента Андрей Кобяков, отметивший, что строительная отрасль остается одной из наиболее подверженных коррупционным рискам. «В сфере строительства существует теневая система откатов практически на каждом его этапе, а также круговая порука», — сказал он. Озвученные Кобяковым проблемы строительной отрасли являют собой, по сути, питательную среду для размножения коррупционеров. А именно:
- отсутствие должного контроля со стороны местных органов власти при выделении земельных участков;
- затягивание сроков подготовки актов выбора земельного участка, принятия решений «задним числом», лоббирования интересов в пользу коммерческих структур в вопросах выделения участков под застройку без обременений;
- завышение стоимости проектных работ, низкое качество их выполнения, наличие подконтрольных фирм;
- оплата заказчиками фактически невыполненных проектных работ;
- нарушение законодательства, регулирующего проведение государственных закупок товаров и услуг и подрядных торгов на строительство объектов;
- проблема ценообразования в строительстве;
- завышение объемов стоимости выполнения строительно-монтажных работ;
- несоблюдение нормативных сроков строительства объектов;
- несостоятельность УКСов местных исполкомов;
- привлечение в качестве заказчиков на высокодоходные объекты несостоятельных частных организаций;
- отсутствие действенного контроля со стороны Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома.
Не удивительно было бы ознакомиться с этим перечнем, скажем, в году эдак 1994-м, когда черт знает что в нашем царстве-государстве творилось. Однако сегодня такого рода озвучка наводит только на одну мысль: два десятка лет борьбы с коррупцией — псу под хвост. Правда, под все сказанное на совещании еще не подведена доказательная база — проблемные места и адреса лишь обозначены. Очевидно, что доказательства — дело ближайшего будущего. Надо полагать, что после предварительного июньского отчета спецгруппы, гражданский состав которой усилен сотрудниками КГК, МВД и КГБ, в сентябре, как было анонсировано, на «масштабном совещании у главы государства» свое слово скажут представители Следственного комитета.
А в это время…
С чувством глубокого удовлетворения и надеждой на возможный конец их мучениям оценивали совещание у президента на своем форуме дольщики многострадального строительства многоквартирного жилого дома по улице Притыцкого, застройщиком которого является ЗАО «Террастройинвест».
Напомним, что первая часть эпопеи с активным участием этой компании завершилась в апреле 2011 года приговором суда Первомайского района Минска, где было рассмотрено уголовное дело о мошенничестве, выявленном в ходе строительства. Главными фигурантами этой криминальной истории являлись Борис Руднев, в одном лице — соучредитель и старший специалист по продажам ЗАО «Террастройинвест», и бывший работник этой компании Дмитрий Огородников, который, по данным милиции, был «осведомлен о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности в связи с предыдущей работой в органах государственной безопасности». Жертвами мошенников стали более 500 человек, общий ущерб составил почти 20 млн. долларов.
Следует заметить, что инициаторами возбуждения уголовного дела выступили обманутые дольщики. В одном из своих обращений в Администрацию президента они указывали, что основными причинами финансовый аферы являлись: несовершенство законодательства в сфере долевого строительства и «безответственность и покровительство должностных лиц Мингорисполкома».
Однако милицейское следствие тогда не стало докапываться до возможных покровителей жуликов во властных структурах. Более того, чудесным образом ЗАО «Террастройинвест» продолжило строительство дома. Вопреки требованиям и обращениям дольщиков, которые считали, что компания с подмоченной репутацией должна быть ликвидирована, а дом должно достроить государственное предприятие.
С горем пополам были достроены шесть секций. В настоящее время у «Террастройинвеста» нет финансовых возможностей довести начатое до логического завершения. Фирма постоянно требует с дольщиков 7-10 секций дополнительных доплат за квадратные метры, которые были полностью оплачены еще несколько лет назад. Сроки сдачи объекта в эксплуатацию раз десять переносились. Застройщик каким-то образом «уговорил» Мингорисполком продлить срок строительства до 30 июня текущего года. По слухам, идут переговоры о еще одной отсрочке — до 31 декабря. Столичная власть, видимо, верит в чудеса и деда Мороза.
…Не исключено, в свете «последних решений» у этой истории может получиться продолжение в виде еще одного уголовного дела. Пока же дольщики бомбардируют жалобами всевозможные инстанции, митингуют и подумывают о создании общественной организации.
Есть ли власть в доле?
История «Террастройинвеста» является своеобразным «образцово-показательным» примером ситуации в строительной отрасли страны. Остается добавить, что официально отмашку к началу этой криминальной эпопеи дали городские власти.
В сентябре 2005 года никому не известное частное ЗАО, образованное за год до того с уставным капиталом порядка 11 миллионов рублей, вдруг выиграло тендер. Притом, что в конкурсе участвовали еще пять претендентов, в числе которых были и государственные предприятия с большими строительным опытом и финансовыми возможностями. Но члены тендерной комиссии УП «УКС Мингорисполкома» (в то время это предприятие возглавлял нынешний мэр Минска Николай Ладутько) практически единогласно отдали победу «Террастройинвесту».
Считается, что компания одержала верх над более опытными конкурентами благодаря заявленным минимальным срокам строительства объекта — 18 месяцев (строят до сих пор) и максимальной суммой, которую обязалась перевести на счет Мингорисполкома для нужд столицы — 500 тысяч долларов (деньги власть получила).
Заявки соперников были более скромны. Однако в ходе следствия выяснилось, что практически весь пакет официальных документов (от бухгалтерского баланса до различных отчетов) ЗАО «Террастойинвест», представленный конкурсной комиссии, содержал ложные сведения. Сего факта было достаточно, чтобы городская власть одним росчерком пера ликвидировало это ЗАО. Чего не случилось. Почему? Ответ только один: значит это кому-то выгодно.