Ноутбуки празднуют победу. 21.by

Ноутбуки празднуют победу

28.06.2013 11:10 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорусские пользователи ПК окончательно сделали выбор в пользу ноутбуков: сегодня на один купленный настольный ПК (десктоп) приходится как минимум три ноутбука. Это означает, что в нашей стране завершился т.н. «большой цикл» обновления компьютерной техники. Произошло это после того, как ноутбуки подешевели до уровня десктопов.


Мобильность победила

Главная примета белорусского компьютерного рынка – массовый переход от настольных ПК (десктопов) к портативным (ноутбукам). Международная исследовательская компания IDC приводит такие данные: по итогам 2012 года белорусы купили почти втрое больше ноутбуков, чем настольных компьютеров – 324 тыс. лэптопов против 118 тыс. десктопов. При этом поставки портативных компьютеров выросли на 83%, а объемы продаж настольных ПК – лишь на 11,2%. Всего же в 2012-м продажи персоналок в Беларуси выросли почти на 56%, свидетельствует IDC. По словам специалистов, Беларусь стала лидером по темпам роста компьютерного рынка среди стран СНГ.

За последнее десятилетие цена стандартного ноутбука упала от уровня стоимости подержанного автомобиля до стоимости хорошего настольного ПК – и даже ниже. Пользователи достаточно быстро признали, что по совокупности потребительских качеств десктопы уступают ноутбукам. Как результат, к началу 2011 года продажи ноутбуков в Беларуси догнали продажи десктопов. А сегодня в Беларуси, как и во всем мире, уже большая часть настольных ПК заменена ноутбуками.

Как свидетельствуют данные, которые приводят менеджеры интернет-магазинов и компьютерных салонов, белорусы традиционно предпочитают американские ноутбуки Hewlett-Packard. Далее идут тайваньские производители Asus (второе место) и Acer (третье). Четвертую позицию делят китайские компании Lenovo и MSI, пятое место остается за ноутбуками Samsung.

На белорусском рынке представлены самые разные модели – и ультратонкие ноутбуки с диагональю эксрана 12-13,4 дюймов, и популярные на Западе 14-дюймовые универсальные машины, и 17-18-дюймовые игровые монстры. Однако 65-70% спроса сосредоточено в сегменте бюджетных моделей (цена $400-600), со стандартной диагональю 15,6-дюйма и без особых изысков – с относительно недорогим процессором, оперативной памятью 2-4 Гб, жестким диском на 320-500 Гб.

При этом оценить белорусский рынок ноутбуков – как в штучном, так и в денежном выражении – сложная задача. Причина – высокая доля теневых («серых») поставок, которые, естественно, не отражаются в официальной статистике. Впрочем, это относится к самой разной цифровой технике, от смартфонов до плоских телевизоров. Все это товар компактный и дорогой, а значит, их удобно и выгодно завозить в Беларусь по серым схемам из России и Польши, где такая техника намного дешевле. Большинство «серых» ноутбуков легализуются через интернет-магазины и частные объявления «куплю-продам».

Если вы закажете в минском интернет-магазине хороший современный ноутбук с выгодным соотношением цена/функциональность, то с высокой долей вероятности курьер привезет вам компьютер с документацией на польском языке, пиратской Windows и кириллическими наклейками на клавиатуру. То есть изначально произведенный не для стран СНГ, а для Польши или в целом для рынка Центральной Европы. Кстати, как раз на таком ноутбуке я пишу эту статью.

Существование развитого «серого» рынка – одна из причин, по которым одни и те же модели в компьютерных салонах порой стоят в 1,5-2 раза дороже, чем в интернет-магазинах. В самом деле, «физические» магазины продают почти исключительно ноутбуки, ввезенные в страну абсолютно законно. Это заставляет их устанавливать более высокие цены и снижать маржу. Но у компьютерных салонов есть одно большое конкурентное преимущество: они активно сотрудничают с банками, продавая ноутбуки в рассрочку. По разным оценкам, сегодня в кредит/рассрочку покупается от 20% до 40% ноутбуков. 

Заповедники десктопов

Первыми в Беларуси на ноутбуки перешли домашние пользователи, позднее – офисные. Причем в офисах переход на ноутбуки задержался на 3-5 лет. Причина задержки в том, что наши предприниматели не слишком охотно обновляют офисную технику. Как результат, и сегодня многие офисные сидельцы работают на «престарелых» настольных ПК. Даже 15-дюймовые мониторы с электронно-лучевыми трубками – все еще не редкость в наших офисах, особенно за пределами Минска.

К тому же в офисах с конца 90-х и начала «нулевых» ноутбуки долго воспринимались, как атрибуты начальников, совсем не нужные рядовым сотрудникам. Жизнь показывает: чем ниже компьютерная грамотность конкретного начальника, тем в большей степени он воспринимает свой ноутбук не как рабочий инструмент, а как атрибут «большого босса».

Впрочем, и в корпоративной среде перелом был неизбежен. Сегодня большинство частных белорусских фирм при очередном обновлении компьютерного парка сознательно закупают не десктопы, а современные ноутбуки. Либо позволяют сотрудникам использовать в рабочих целях собственные ноутбуки – на Западе это даже оформилось в отдельный подход, именуемый BYOD (Bring Your Own Device – «принеси свое собственное устройство»).

Впрочем, в Беларуси у настольных ПК остаются свои преданные поклонники. Их можно разделить на четыре основные группы. К первой относятся дизайнеры, верстальщики и специалисты по допечатной подготовке. Им нужны огромные мониторы с улучшенной цветопередачей, даже если они занимаются просто разработкой дизайна визиток или верстают простенькие сайты. То есть ноутбуки отпадают по определению.

Вторая группа – «геймеры», заядлые любители компьютерных игр. Их отличают особо высокие требования к компьютерному «железу», а также возможность регулярно обновлять различные комплектующие. Соответственно, ноутбуки геймерам не подходят (хотя есть специальные игровые модели, но по белорусским меркам они запредельно дорогие - $2-5 тысяч). Геймеру проще самому собрать мощный игровой десктоп – в нем несложно заменять компоненты по мере выхода новых «примочек», а стоит вся система не столь уж дорого.

Третья группа – «техногики» (в советское время назывались «радиолюбители») – они готовы бесконечно ковыряться в своем компьютере, «разгоняя» его до заоблачных мощностей, испытывая возможности нового процессора, кулера или видеокарты, или наращивая до неприличия оперативную память. Ноутбуки таких возможностей не дают.

Четвертая категория традиционных покупателей настольных ПК – госструктуры. Как правило, их бюджет достаточно консервативен и по-прежнему относит ноутбуки к «неоправданной роскоши». Проверяющий, увидев в кабинетах заштатной госконторы новенькие ноутбуки, вполне может впаять и «неоправданное расходование бюджетных средств».

Кроме того, бюджетникам предписано покупать технику белорусских производителей. Ноутбуки в Беларуси не выпускают (пытался МПОВТ, но вышло плохо). А вот десктопы из дешевых китайских деталей собирают все, кому не лень. Даже «Интеграл» не гнушается лепить свои фирменные наклейки на мониторы Acer – импортозамещение, оно такое беспощадное… 

Следующее поколение

Отраслевые эксперты констатируют: да, ноутбуки сегодня «победили всех», но и их самих в скором времени ждет судьба ушедших на третий план десктопов. В IDC не считают, что ноутбуки в 2013 году сохранят столь же высокие темпы роста продаж, как в 2012-м. Уже сейчас на рынок лэптопов заметно давит рост популярности планшетов. Именно планшетные ПК сегодня стали безусловным трендом, особенно в молодежной среде. Это мода, которая будет определять облик рынка как минимум до 2015 года.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские пользователи ПК окончательно сделали выбор в пользу ноутбуков: сегодня на один купленный настольный ПК (десктоп) приходится как минимум три ноутбука....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика