Реформы в образовании невозможны без реформы законодательства. Общественный Болонский комитет подготовил свою редакцию Кодекса об образовании, поддержать которую предлагает академической общественности.
Белорусское образование нуждается в реформах, которые будут способствовать улучшению качества подготовки специалистов и приблизят страну к вступлению в Европейское пространство высшего образования. Без изменения законодательной базы, то есть Кодекса об образовании, это невозможно, считает Общественный Болонский комитет.
Напомним, заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.
Проблема — в отсутствии политической воли для изменений, которые будут способствовать вступлению Беларуси в Болонский процесс. Также существуют противоречия между белорусским законодательством и принципами Европейского пространства высшего образования.
Член общественной инициативы Владимир Дунаев подчеркнул, что Кодекс об образовании, который вступил в действие в 2011 году, нуждается в изменениях, так как должен стать документом образовательного, а не административного права. Чтобы такое стало возможно, концепцию документа необходимо менять в целом. Ведь вся нормативная база высшего образования «пронизана тотальным недоверием к студентам, академическому персоналу, даже работодателям». Она ориентируется на использование только инструментов внешнего управления высшей школой.
Говоря о редакции образовательного кодекса, подготовленной Общественным Болонским комитетом, Дунаев отметил: «Суть предложенных изменений — приближение белорусской системы высшего образования к стандартам академического процесса стран, входящих в Европейское пространство высшего образования. Речь идет, прежде всего, об академических свободах, университетской автономии и участии студентов в управлении университетами».
«Сначала нам это казалось совершенно безнадежным делом, ведь философия действующего Кодекса противоречит фундаментальным принципам европейской академической культуры, — отметил Владимир Дунаев. — Когда же мы начали перерабатывать статью за статьей, поняли, что кое-что сделать можно. В результате мы внесли изменения в общую часть кодекса и специальные части, которые касаются высшего образования. И мы рассматриваем свою редакцию как повод к дискуссии».
В действующем Кодексе нет даже попытки вывести образование из сферы административно-властных отношений и перейти к признанию автономного, независимого статуса субъектов образовательного процесса, подчеркнул Дунаев.
Исследование институциональной автономии, проведенное экспертами Общественного Болонского комитета по методике Европейской ассоциации университетов, показало очень низкий уровень такой автономии в белорусских вузах. По четырем группам индикаторов (организационная, финансовая, кадровая и академическая автономия) самостоятельность белорусских вузов находится на уровне 20% от уровня европейских лидеров.
Между тем, по мнению экспертов Общественного Болонского комитета, главным в реформировании системы высшего образования является как раз организация системы университетской автономии, соответствующей представлениям о ней в странах Европы.
Например, предложения Общественного Болонского комитета касаются выборности ректоров. Так, в европейских странах ректора выбирает сенат вуза, академический совет и так далее. Иногда требуется некое формальное подтверждение со стороны властей. В Беларуси, согласно ст. 208 Кодекса об образовании, руководитель государственного учреждения высшего образования назначается и освобождается от должности в порядке, определяемом президентом. Руководитель частного учреждения высшего образования назначается на должность и освобождается от должности Министром образования по представлению учредителя.
«Мы далеки от мысли, что наши предложения пройдут без каких-то возражений. Однако для нас важно, чтобы в обществе возникла дискуссия, которая сама по себе способна подвинуть нас в направлении улучшения качества образования», — отметил: Владимир Дунаев.
Инициируемая общественностью дискуссия об изменениях в Кодекс об образовании еще не началась, а вот проблема невыполнения некоторых действующих его статей уже существует.
Так, согласно мониторингу сайтов белорусских вузов, в 23 из них созданы первичные организации «Белой Руси». При этом Кодекс об образовании запрещает деятельность в учебных заведениях партий и общественных объединений, преследующих политические цели.
Как отмечалось в анализе Общественного Болонского комитета, прошлые выборы депутатов Палаты представителей показали, что «Белая Русь» переросла статус общественного объединения: из 109 избранных депутатов нижней палаты парламента членами «Белой Руси» являются 63. О преобразовании «Белой Руси» в политическую партию говорится уже достаточно давно.
Так или иначе, в парламенте рассмотрение вопроса дополнений и изменений в Кодекс об образовании планируется осенью, сообщил Дунаев. В марте этого года председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик говорил, что планируется провести анкетирование по поводу возможных изменений в Кодекс об образовании среди руководителей учреждений образования, преподавателей, воспитателей, родителей. «По результатам этого анкетирования можно будет точнее обозначить список возможных изменений в Кодекс об образовании», — отметил депутат.
Пока, по словам депутата, больше всего корректировок предлагается по системе общего среднего образования: регламенту перехода из базовой школы в 10-11-е классы, возможности возврата в той или иной форме к профильному обучению в школах и другие.
Для Общественного Болонского комитета важно, чтобы статьи, касающиеся сферы высшего образования, были также рассмотрены на предмет их возможного изменения.