Первый раз в первый класс. 21.by

Первый раз в первый класс

31.08.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ваш ребенок взволнован и горд — сегодня у него первая линейка, с понедельника он станет не детсадовцем, а первоклассником! Нарядные, с букетами, сопровождаемые мамами и папами, бабушками и дедушками, отправляются вчерашние дошколята в школу. Прозвенит первый звонок, и для них начнется новая, взрослая жизнь. Будут ли ее требования по силам малышу?

Не детсадовец, а школьник

Пожалуй, по значимости перемен в жизни маленького человека поступление в первый класс можно сравнить с рождением. Ребенок достаточно резко переходит в глазах общества в новую возрастную и социальную категорию, и чаще всего родители уверены, что переход этот произойдет быстро и незаметно. К этому моменту мамы и папы успевают забыть, что школа — это не просто место, где дети получают знания. Для ребенка это в первую очередь одиннадцать лет тесного контакта с одними и теми же людьми — учителями и одноклассниками, приобретение опыта общения, на основании которого юный человек делает вывод о том, как устроен мир, чего можно ждать от других людей и чего ждут от него окружающие. Психологи отмечают, что потребуется около двух-трех месяцев, чтобы малыш осознал, какие требования предъявляет к нему новый статус. И понимание это придет скорее, если поведение родителей будет правильным.

Ты должен быть лучшим

Отзвенел первый звонок, закончилась торжественная линейка, и дети под руководством учительницы отправились на свой первый урок, а родители остались за порогом школы... Можно спросить у любой мамы или любого папы первоклассника — девять из десяти ответят, что их малыш, способный, развитый и сообразительный, обязательно будет отличником. И если их постигнет разочарование, родители не скупятся на упреки — “не стараешься, не хочешь учиться, ленишься” и даже “не любишь маму и папу!”...

Распространенная ошибка родителей первоклассника — завышенные ожидания, которые ребенок оправдать не в силах. Причем чаще всего в этой ситуации родители проецируют на юного ученика собственные несостоявшиеся мечты и надежды. Требования “высоко нести гордое имя семьи Пупкиных” при отсутствии у ребенка данных юного Ломоносова могут привести к появлению постоянного чувства вины, внутреннему конфликту, заниженной самооценке. В результате страдает и успеваемость, и поведение. Ведь и абсолютное большинство первоклассников искренне собираются стать отличниками учебы и стараются изо всех сил. И то, что это им не удается, больно ранит детей и без родительских упреков. У маленького школьника может возникнуть убеждение, что его перестали любить. Как следствие, успеваемость падает еще больше, ведь отсутствие психологического комфорта не способствует хорошему усвоению знаний.

На практике школьная успеваемость далеко не всегда залог успешной взрослой жизни, и тому подтверждение — многочисленные примеры, когда былые отличники ничего не добиваются, а многие великие люди в школе были двоечниками. Поэтому психологи советуют не придавать слишком большого значения оценкам в начальной школе. Не случайно педагоги в большин-стве школ вообще отказались от классических двоек и десяток для первоклассников, заменяя их другими системами оценки знаний и умений.

Мы будем жить теперь по-новому

Очень часто причиной школьных неудач первоклассника может быть усталость. Ведь ребенку, а особенно “домашнему”, а не “садовскому”, нелегко каждый день вскакивать с постели в семь утра. Дополнительная нагрузка — домашние задания...

К “школьному” режиму дня психологи советуют приучать малыша еще летом, как минимум за две-три недели до начала занятий. Укладывать ребенка спать надо не позднее девяти часов вечера, причем даже в выходные дни. Перед сном необходимы прогулка и спокойные игры, позволяющие настроиться на сон, а утром лучше поднять ребенка пораньше. Конечно, велико искушение дать малышу еще несколько минут поспать, но лучше, если у него будет время проснуться, а не вскакивать с кровати, как солдат по тревоге. Хорошо, если у ребенка будет возможность сделать зарядку или, скажем, посмотреть любимый мультфильм, чтобы прийти в хорошее расположение духа. Ранний завтрак не должен превращаться в битву мамы за каждый проглоченный ребенком кусок. Если малыш отказывается есть так рано, настаивать не нужно, лучше положить ему в портфель бутерброд, сок, йогурт — к первой перемене он проголодается.

Спокойствие, только спокойствие!

Эта фраза Карлсона должна стать девизом родителей первоклассника. Очень важно, чтобы в доме накануне 1 сентября и хотя бы на протяжении первой учебной четверти была спокойная обстановка. Первоклассник остро нуждается в надежном убежище, где все будет просто и понятно, “по-старому”. Медики и психологи в один голос утверждают, что первые полгода обучения в школе очень важно ничего не менять в доме, жить спокойной и предсказуемой жизнью. Отложить ремонт или размен квартиры, приезд в гости иногородних родственников, по возможности не планировать на этот период рождение братика или сестрички первоклассника и даже приобретение домашнего питомца — все эти перемены накладываются на неизбежное “школьное” напряжение и многократно усиливают его. Распространенная ошибка мам и пап — одновременное с началом занятий в общеобразовательной школе поступление первоклассника в различные кружки и спортивные секции. Дайте ребенку адаптироваться к школе. Рано или поздно адаптация закончится, жизнь войдет в привычное русло и у малыша появятся силы и время на приобретение дополнительных знаний и умений.


Ирина Скворцова, учитель начальных классов, Фаниполь:
— На тему адаптации к школе детей написано множество научных монографий. А вот о стрессе, которому подвергаются родители первоклассников, говорить не принято. Между тем правильное поведение родителей — залог успеха первоклассника, ведь дети “отзеркаливают” родительские страхи. Скажем, если мама при ребенке заявила, что учиться в школе ему будет трудно, скорее всего, так оно и будет. Мамы и папы боятся повторения ошибок, которые были сделаны ими в школьные годы, и это главная причина страха детей перед школой, которая уничтожает интерес к учебе уже с первого класса. Родители давят на малыша (“у бабушки сердце болит от того, что ты неусидчивый”, “если бы ты любил маму, лучше бы выполнил задание”). Часто родители расценивают промахи ребенка как собственные: не смогли научить! Мамам и папам важно понять, что их активное недовольство первоклассником на самом деле — недовольство собой. Родителей должно волновать не то, что получил ребенок и что говорит о нем учитель, а его желание учиться и его реальные знания.

Екатерина Горелышева, психолог-позитивист:
— Решая любые проблемы школьника, родителям надо начинать с себя. Это очень непросто, и все же необходимо: научитесь принимать своего ребенка таким, какой он есть. Это не значит, что надо во всем потакать ребенку, безусловно, важно исправлять и воспитывать его. Но делать это надо правильно. К примеру, не стоит говорить: “Ты лентяй”, лучше сформулировать фразу так: “На твоем месте я бы выучила урок”. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым в своей семье. Тогда между вами и школьником сохранится контакт, на отсутствие которого так часто жалуются родители. Это старо и банально, но ничего нового тут не придумаешь: только любовь, терпение и внимание. Причем без постоянного оценивания: “Вечно с тобой что-то происходит!” Лучше так: “Что с тобой происходит? Как мы можем изменить ситуацию?” Но неверно во всем оправдывать своего ребенка, занимать по отношению к учителям оборонительную позицию, к примеру, так часто бывает в случае проблем с поведением: неусидчивости, шаловливости. Первый шаг в такой ситуации — обращение к психологу. Чаще всего истоки большинства школьных проблем, особенно если речь идет о младших школьниках, надо искать в семье.

“НГ” спросила: “Чего боятся родители первоклассников?”

Инна Рогалёва, мама будущей первоклассницы, Минск:
— В этом году моя младшая дочь идет в первый класс, и поскольку у меня есть опыт того, каково быть мамой первоклассницы (моя старшая дочка пойдет уже в шестой класс), я намерена избежать тех ошибок, которые совершила пять лет назад. Я излишне опекала Арину, когда она была первоклассницей. Боялась, что по пути в школу ей придется переходить дорогу, водила ее за ручку до школьных дверей, встречала после уроков — признаюсь, делала все это до четвертого класса, пока сама дочь не попросила меня дать ей больше самостоятельности. С младшей, Лерой, мы беседовали о правилах дорожного движения и безопасности на улице с четырех лет. Думаю, первый самостоятельный поход в школу смогу ей поручить уже к концу первого учебного года. Кроме того, Лере мы к 1 сентября подарили часы, и она умеет ими пользоваться, знает, во сколько должна прийти домой — мы этот момент отработали во время ее самостоятельных прогулок во дворе (разумеется, я наблюдаю за ней с балкона). И еще одна ошибка мам и пап младших школьников — они, боясь неуспеваемости детей, слишком вмешиваются в учебу, по сути, учатся вместо учеников. 

Елена Кочанович, мама ученицы второго класса, Минск:
— Моя девочка была очень домашней, мы даже в садик не ходили, и я, признаюсь, очень волновалась в прошлом году перед 1 сентября. Мне казалось, она не сможет попросить в столовой чаю или купить в буфете булочку, не найдет туалет. Неловко вспоминать, но в августе мы с Кристиной специально пришли в здание школы и там, на месте, проиграли сложные ситуации — нашли и туалет, и столовую, познакомились со всеми, с кем могли, из учителей, работниц столовой, с техничкой и вахтершей. Теперь я понимаю, что эти меры нужны были в первую очередь для того, чтобы успокоить меня, а не Кристину. А еще я боялась, что моя девочка может не рассказать мне о каком-нибудь ЧП в школе, ее будут обижать, а я и знать не буду...

Евгений Гришковский, Брест:
— Мой младший сын, Егор, в этом году идет в школу. Не знаю почему, но я очень волнуюсь. Когда старшая, Алина, была первоклассницей, я так не беспокоился. Но Алина спокойная и старательная по характеру. А Егору, мне кажется, будет трудно общаться с учителями. Он у нас яркая индивидуальность, не любит подчиняться, а ведь в школе надо сидеть за партой, поднимать руку, чтобы что-то сказать, и так далее. Особенно если попадется педагог авторитарного склада — тогда Егору будет непросто!.. Хотя, конечно, может быть, это просто мои собственные неизжитые детские страхи: у меня в школе в младших классах всегда был неуд по поведению.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ваш ребенок взволнован и горд — сегодня у него первая линейка, с понедельника он станет не детсадовцем, а первоклассником! Нарядные, с букетами, сопровождаемые...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика