Политзаключенный Николай Статкевич принял решение не обращаться за медицинской помощью, поскольку такие обращения используются в качестве повода для усиления давления, сообщила БелаПАН жена политика Марина Адамович.
«Николай обратился в прокуратуру с требованием прекратить использовать явные и неявные проблемы со здоровьем, чтобы ухудшить существующие или создать новые», — сказала она.
Сайт statkevich.org приводит выдержки из заявления Статкевича: «03.08.2103 г. у меня заболела шея. После обеда мое состояние ухудшилось. Я сидел на кровати в камере, прислонившись спиной к стене, что не запрещено тюремными правилами. Приблизительно в 15.30 какой-то сотрудник администрации через смотровую щель спросил меня, не заболел ли я. Я ответил отрицательно, а мой сокамерник сообщил спрашивавшему, что меня продуло. В 16.00 меня без моей просьбы вывели в медчасть, где у меня было зафиксировано повышенное давление и оказана медицинская помощь.
На следующий день — 04.08 к вечеру моё состояние ухудшилось, и на вечерней поверке я сам попросил вывести меня к врачу. Сразу после проверки мне стало плохо, и я упал на кровать. Мой сокамерник стал нажимать на сигнальную кнопку и стучать по двери, чтобы дежурный контролер вызвал врача. Но контролер не реагировал на эти просьбы. Только минут через 20, когда мне стало лучше и я смог встать, контролер вызвал дежурного, и меня отвели к врачу.
05.08 мне сообщили, что на меня составлен акт о нарушении, в котором утверждается, что 03.08 в 15.26 я спал и был «поднят» заместителем начальника тюрьмы подполковником Кузьменковым Александром Ивановичем».
Статкевичу не смогли ответить, каким образом он спал, как это было установлено, почему ему не сделали замечание и почему в тот день он вообще не видел подполковника Кузьменкова, сообщает statkevich.org. Сразу после этого, пишет политик, ему предложили ответить на вопрос, признает ли он себя виновным в «организации массовых беспорядков». «Я ответил отрицательно», — пишет Статкевич.
В заключение он констатирует: «Считаю, это высосанное из пальца «нарушение» появилось как реакция на зафиксированное, наконец, у меня 03.08.2013 г. повышенное давление. И, обрадованные первым успехом, представители администрации стали намеренно повышать его дальше.
Постоянное и систематическое использование информации о проблемах со здоровьем для усугубления этих проблем является одним из способов медленного убийства. В связи с этим прошу выяснить, кто отдает незаконные распоряжения руководству ИУ осуществлять такое убийство».
Заявление было перенаправлено в Департамент исполнения наказаний МВД, из которого пришел ответ, что нарушений не было выявлено, сообщила Марина Адамович.
Именно этот факт и послужил поводом для политзаключенного принять решение «в интересах безопасности не обращаться далее за медицинской помощью», сообщает statkevich.org.
В мае 2011 года суд Ленинского района Минска приговорил Статкевича к шести годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в день выборов президента, 19 декабря 2010 года.
Статкевич — единственный кандидат в президенты на выборах 2010 года, который до сих пор находится в заключении. Ему неоднократно предлагали написать прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко, однако Статкевич категорически отказывался это сделать. После этого давление на политзаключенного усилилось.
Лукашенко не раз заявлял, что его оппоненты, находящиеся в заключении, могут быть освобождены при условии, если напишут прошение о помиловании.