Кто создаcт "детский сад" для белорусских стариков?
18.10.2013 10:03
—
Новости Общества
|
|
Постоянный же контингент виллы - одинокие престарелые люди. По вечерам они собираются в зале, который одновременно служит кафе, клубом и общей прачечной. Здесь они танцуют, поют, обсуждают вечерние новости, играют в настольные игры. Во дворе - деревянные шезлонги, несколько клеток с кроликами, аккуратный газон.
Для того чтобы поселиться на вилле, старики продают свои квартиры, но, как признается одна из обитательниц "Альбрехта", не жалеют об этом. "Остаться в старости одному - тяжело. Быть обузой для детей не хочется, а здесь я самостоятельная, но под защитой", - говорит она. Подруга вторит: "Я друзьям даже в шутку не позволяю называть это место домом престарелых - только вилла!"
Что правда, назвать "Альбрехт" казенным домом язык не повернется. Ни тебе ожидаемого характерного запаха старости, ни тебе дежурных улыбок персонала при виде зарубежных визитеров.
Жильцов здесь иначе как "гостями" не называют, к их услугам готовы предложить и медицинскую помощь, и помощь в походе за покупками, и услуги тех, кого на отдыхе в отеле принято называть аниматорами.
За проживание и услуги гости, конечно, платят. Выходит около 750 евро в месяц (с коммунальными платежами). На самом деле, их проживание на вилле стоит больше, но Красный Крест, как и другие немецкие организации, занимающиеся социальными проектами, получает субсидии от государства.
Не все проблемы можно решить централизованно
Принцип субсидиарности (децентрализации) - основа германской социальной системы. Государство при таком подходе не уклоняется от оказания социальных услуг, но дает возможность другим игрокам проявить себя на этом поле.
- В Германии существует 12 социальных кодексов, в которых, в частности, в обязательном порядке оговорено сотрудничество государства с частными структурами, в том числе благотворительными организациями. Государству прямо предписано поддерживать их, - говорит представитель Управления Сената Берлина по здравоохранению и социальным вопросам Вернер Линк.
Поддерживают, в первую очередь, финансами.
Однако, кроме собственно выделения средств на деятельность так называемых общеполезных организаций, государство также предоставляет им существенные налоговые преференции (снижаем ставку налогов, а то и вовсе отменяет их). Потому статус общеполезной организации, по словам Вернера Линка, является очень привлекательным для многих некоммерческих организаций.
Чтобы понять, о каких суммах идет речь, достаточно сказать, что ежегодно один только Берлин выделяет четыре миллиона евро на поддержку работы социальных центров в районах столицы. Центров, которые созданы в рамках программы соседской помощи. Еще по 6 миллионов субсидий организациям, объединенным в Лигу благотворительных организаций (куда входит и Немецкий Красный Крест) выделяет Федеральная земля Берлин.
Впрочем, столь крупные суммы государственной поддержки совсем не означают, что общеполезные организации живут исключительно на эти деньги. Многие имеют партнеров в других странах, сотрудничают с различными организациями на уровне Европейского союза, получая гранты на свои проекты в социальной сфере. Некоторые же, как социальная и благотворительная организация "Народная солидарность", вносят в решение социальных проблем немалый личный вклад.
Родившаяся в тяжелое послевоенное время "Народная солидарность" первоначально не ставила перед собой сколько-нибудь грандиозных задач. Жители Германии всего-то помогали друг другу пережить холодные зимы. Но со временем организация разрослась, и в сферу ее интересов стала входить помощь детям и старикам. Как в первом, так и во втором случае для нужд организации как нельзя лучше подошли детские сады, построенные еще во времена ГДР.
Превращенный в центр дневного пребывания детский сад, как и его "коллега" "Альбрехт", не имеет никаких барьеров в виде крутых лестниц, высоких порогов, непреодолимых бортиков ванной.
Сюда приходят парикмахеры и мастера маникюра, чтобы пожилые люди могли привести себя в порядок. Здесь же можно попросить персонал помочь принять ванну или душ, сделать покупки. Либо просто поиграть с друзьями в лото или шахматы, послушать музыку, почитать книгу.
На территории - уютные беседки, альпийские горки, аккуратные японские прудики. Тишь и благодать, какая и должна сопровождать людей в старости, которая не терпит суеты.
НГО нам в помощь
По прогнозам демографов, доля пожилых людей в структуре населения Беларуси к 2015 году составит 25%. Сегодня в Минске каждый пятый житель - пенсионного возраста. При этом средняя продолжительность жизни белорусов в 2013 году достигла своего максимума за последние 20 лет и составила 72,2 года. И хотя этот показатель все еще уступает той же Германии, где средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78,4 года, а женщин - 83,2 года, решать проблему старения нации и обеспечивать белорусским старикам достойный золотой век все же придется.
Удастся ли с этим справиться одному государству? Скорей всего нет. Именно потому в законе "О социальной защите" РБ появился новый механизм государственного социального заказа, позволяющий некоммерческим организациям претендовать на субсидии государства на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.
Впрочем, для того, чтобы механизм реально заработал, всем ответственным сторонам (как органам государственной власти, так и НКО) придется пройти долгий путь от теории к практике, который в Германии занял не один десяток лет.