ЭСЕР ЯКОВ ЮДЕЛЕВСКИЙ приближал революцию, но с большевиками ему было не по пути. 21.by

ЭСЕР ЯКОВ ЮДЕЛЕВСКИЙ приближал революцию, но с большевиками ему было не по пути

06.11.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Уроженец Пружан и питомец прогимназии Брест-Литовска, учась в Петербургском университете, входил в «Народную волю».  После ареста, тюрьмы и ссылки эмигрировал в Париж. Был близок к партии социалистов-революционеров, то и дело находясь в какой-либо оппозиционной фракции. Написал множество публицистических статей и научных работ по истории и философии на русском и французском языках, а также идише и английском. Принимал активное участие в разоблачении агента и провокатора Азефа. После большевистской революции окончательно остался на Западе. Последние годы жизни провел в Америке.

Не деться нам никуда от красного дня календаря. Пусть и отмечаем мы его без былого размаха, будто нехотя и по привычке. Выходной, как никак. По старой памяти стругаем «оливье», нарезаем «докторскую» и селедочку, графинчик с беленькой на стол ставим. Вот, пожалуй, и все, что осталось от славных революционных традиций. Ни тебе множества партий с их программами, в которых сам черт не разберется. Ни фракций, течений и групп внутри партий с их яростной борьбой между собой с привлечением всего арсенала средств риторики и аргументации их харизматичных лидеров. Может, оно и к лучшему – не иметь убеждений, а, как это сейчас принято, занимать какую-то позицию, которую, впрочем, можно и поменять. Ведь мы помним, к чему привела сильная убежденность небольшой, но хорошо организованной группы людей в «единственно верном учении».

В «Фамильном древе» не раз выходили очерки о революционерах, уроженцах Брестчины. К одним, как, например, Марии Эссен, судьба была благосклонна. Другие, как Леон Тальми, большевик до мозга костей, гибли в сталинских застенках. Сегодняшний герой начинал «народовольцем», затем примкнул к социалистам-революционерам. И вот ведь как оно выходит: им написано изрядное количество научных, философских работ и публицистики под множеством псевдонимов, им открыто несколько нефтяных месторождений – и ни одной его фотографии, даже групповой, мы в интернете так и не нашли. Земляк Якова Юделевского, единый в трех ипостасях – революционер, агент «охранки» и провокатор – Евно Азеф, знаменит куда больше. Закоренелых злодеев, видимо, мы помним лучше.

 Отличник

С другой стороны, если иметь столько псевдонимов, сколько их было у Якова Юделевского, минимум – шесть, действительно можно с легкостью лицо потерять. Добавьте к этому разносторонние интересы: политика, экономика, философия, геология, владение в совершенстве несколькими языками, и перед нами предстанет прямо-таки «человек эпохи Возрождения». Если на досуге еще и в шахматы играл, то по большей части, разумеется, черными, потому как был всегда в оппозиции.

Ну, и как водится в таких случаях, определенности с датой рождения нет. Все указывает на то, что год рождения Якова Лазаревича (или – Янкеля Лейзеровича) – 1868-й. Отец его в Пружанах занимался частной адвокатской практикой. Там же, в Пружанах, получил Яша и начальное образование, естественно, в хедере – еврейской начальной религиозной школе. Знания мальчик, судя по всему, впитывал легко и непринужденно. Его перевели в русскую прогимназию в Брест-Литовске, а уж с 5-го класса учился в 1-й Виленской гимназии. Ее-то он и окончил в 1886 году с золотой медалью. Да, надо еще добавить, что, будучи гимназистом, занялся журналистикой, его статьи и заметки публиковали виленские и даже петербургские газеты.

 Медалист и «народоволец»

С такими талантами, знаниями и умениями и с золотой медалью в кармане грех в провинции пропадать. Без проблем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. При этом еще и естественные науки изучал, и право, и философию. Мало ли что в жизни пригодится. Видимо, схватывал все на лету, бывают такие везунчики. В университетском этом многоборье опять Яков вышел победителем: юридический окончил с золотой медалью, с серебряной – математический.

Но! В молодые годы гранит науки всегда несколько пресноват, да? Хочется соли и перца добавить. И тут уж кто в промискуитет пускается, кто – в идеи по переустройству мира. Зачастую эти два вида активной жизнедеятельности очень даже сочетаются. Особенно в те годы. Помимо социальных и философских вопросов в ту пору, конец XIX века, остро, простите, стоял вопрос половой. Эмансипация и т.д. Сны Веры Павловны многим дамам тогда снились. Многих хорошеньких девушек увлекли революция и террор. Перед соблазнительностью революции и брутальностью террора не устоял и студент-отличник, войдя в террористический кружок Неонилы Истоминой. От кружка Истоминой и до «Народной воли» уже недалеко, по коридору направо. Быстро заслужил доверие товарищей, распространяя запретную литературу. Те отправили Якова доверенным лицом в тогдашнюю столицу мира – Париж, где он познакомился с Плехановым и Аксельродом.

 Другие «университеты»

Эта «невыносимая легкость бытия» для Якова Юделевского быстро закончилась арестом в 1890 году и приговором к двухгодичному заключению в «одиночке» Петропавловской крепости. Мол, охолонись, посиди, подумай. Посидел, подумал. Глаза горели, видимо, тем же огнем. У каждого режима ведь свои психологи. Отправили в административном порядке еще на годик в «Кресты». Затем пятилетняя ссылка в Якутскую губернию. Из этих пяти лет – больше года шел по этапу. В ссылке обучал детей и писал статьи для местной прессы. Здесь же и познакомился с Марией Шеффер, будущей женой, тоже революционеркой, отбывавшей ссылку. После окончания срока – дополнительное задание, для закрепления материала – ссылка поближе к родным местам, в Гродно. Когда и эта ссылка закончилась, Яков собрал чемоданы и, повторив вслед за Пушкиным: «но север вреден для меня», уехал опять в Париж.

 «Инициативное меньшинство»

Наверное, это просто свойство характера. Болеть за проигрывающую команду, играть черными фигурами, всегда быть в меньшинстве и «доказывать с пеной у рта, что не так это вовсе, не тот и не та». Прибыв в Париж в 1902-м, Юделевский выступил одним из организаторов «Группы молодых народовольцев», которая, видимо, из возрастных соображений некоторое время спустя преобразовалась в «Группу народовольцев». Споры и склоки в партии социалистов-революционеров были нешуточные. Левые, правые, радикалы, максималисты... Все за социализм, но у каждого самая истинная истина. Одни – за тотальный террор, другие пребывают в некотором сомнении по поводу его действенности.

Суд над народовольцами

В отличие от многих профессиональных революционеров наш герой иногда отлучается из накуренных и кипящих спорами о судьбе России и мировой революции парижских кафе в Сорбонну, где учится на математическом, и в горный институт. Вот, значит, какой революционер – пока в России полыхает первая русская революция, Юделевский работает горным инженером в Европе, Африке, и даже в Аргентину его занесло на этом поприще. Одно время занимал должность директора крупного рудника. Правильно, деньги человек зарабатывал, а не клянчил их, например, у Саввы Морозова и не устраивал «эксы».  После 1907-го занялся еще и поиском нефтяных месторождений, участвовал в геологических разведывательных экспедициях по миру. При этом и статьи на злободневнее темы социалистического движения постоянно публиковал в газетах «Русская мысль» и «Русское богатство», отстаивая практически антимарксистские взгляды. Печатали его неохотно, он подвергался всяческим нападкам и насмешкам в своей же среде. В общем, такая одинокая фигура была. И все-таки вместе с В.К. Агафоновым в 1909 году создал среди этой эсеровской публики группу «Инициативное меньшинство».  

 Земляк земляка видит издалека

Споры по поводу провокаторства Азефа (он родом из местечка Лысково Пружанского уезда) в среде эсеров велись бурные. Юделевский под псевдонимом А. Липин выступил в печати с брошюрой «Суд над Азефщиною», вышедшей в издательстве Гнатовского в 1911 году. Уже из названия видно, как он к этому делу относился.

Одиночная камера Петропавловской крепости

 Jacques Delevsky

В 1917-м, когда большевики пришли к власти, Юделевский разменял почти полтинник. Ему, не разделявшему марксистских взглядов, возвращаться на родину резона не было. Он все чаще писал труды и монографии на французском языке под псевдонимом Jacques Delevsky. Хотя по-прежнему появлялись его работы и в русских эмигрантских издательствах Парижа и Берлина. Входил в правление парижской Тургеневской библиотеки. В 20-х с подачи Марка Алданова вступил в масонскую ложу. Его упоминает Нина Берберова в книге «Люди и ложи» о русских масонах. Большая Советская Энциклопедия дает такое определение работам Юделевского: «По своим социологическим взглядам Ю. типичный эклектик, утверждавший, что история определяется сложной системой социальных антагонизмов – национальных, политических, религиозных, классовых, а также антагонизмов пола и возраста, которые не могут быть сведены к классовой борьбе».

В 1941-м ему, «типичному эклектику» пришлось бежать в самую эклектичную страну мира – Америку. Понятно, что в захваченном нацистами Париже старому еврею было не выжить. В Штатах он прожил 16 лет, умер 88-летним стариком, похоронен на еврейском кладбище в Нью-Джерси.

Что еще интересно, в 2011 году в российском издательстве в серии «Из наследия мировой философской мысли: Социальная философия» вышла книга Ю. Делевского «Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории», первое издание которой увидело свет век назад.

 

 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Уроженец Пружан и питомец прогимназии Брест-Литовска, учась в Петербургском университете, входил в «Народную волю».  После ареста, тюрьмы и ссылки эмигрировал в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика