Зачем медалистам идти в учителя и выиграют ли от этого профессия и ученики - предложение Министерства образования оценили педагоги.
В Беларуси обсуждается возможность приема медалистов без экзаменов в педагогические вузы, сообщил журналистам 3 декабря первый заместитель министра образования Александр Жук. Это актуально, поскольку недобор на педагогические специальности очень серьезный. В Белорусском государственном педагогическом университете им. Танка в минувшую абитуриентскую кампанию на специальность "математика и информатика" планировали набрать 115 человек, а документы подал 51 абитуриент. На специальность "физика и информатика" планировали набрать 75 человек, а документы подали 28. На специальность "физика и техническое творчество" планировали набрать 10, документы подал 1 человек.
А в Брестском государственном университете им. Пушкина обучаться по специальностям "математика (научно-педагогическая деятельность)" и "физика (научно-педагогическая деятельность)" даже на бюджете не захотел никто.
С мертвой точки ситуация сдвинется
Педагог из ГомеляАлександр Вороненко давно изучает процессы в системе среднего образования Беларуси. Он не исключает, что появление преференций для медалистов позволит заполнить бюджетные места на педагогических специальностях.
- Ситуация в педвузах не изменится кардинально, но с мертвой точки сдвинется - таков прогноз эксперта.
Абитуриенты, которые знают, что благодаря медали или победе в олимпиаде поступление гарантировано, могут решить не рисковать с поступлением на престижные специальности. Например, на международные отношения в Белгосуниверситет можно не пройти по конкурсу, даже набрав 350 из 400 баллов.
- В стрессовой ситуации абитуриент может предпочесть гарантированное место в педуниверситете, - считает эксперт.
Так уже многие выбирают педагогическую специальность в Лингвистическом университете, потому что поступить на переводчика очень сложно.
Медалистов станет больше?
В 2013 году 3,4% выпускников средней школы получили золотые и серебряные медали - 1 тыс. 800 выпускникам вручены аттестаты об общем среднем образовании особого образца и золотые медали и 277 - серебряные.
Из года в год число медалистов сохраняется примерно одинаковым, хотя выпускников становится меньше.
Не исключено, что школы "откликнутся на инициативу" Министерства образования и в ручном режиме увеличат количество медалистов. Раньше, когда медалисты при поступлении в вуз сдавали только один экзамен, школы шли лучшим ученикам навстречу, помогая дотянуть аттестат до медали. Когда с введением ЦТ наличие медали престало играть какую-либо роль, все изменилось.
- Результативность обучения оценивается в числе прочего и по количеству медалистов. Чем их больше, тем престижнее считается школа, хотя внутри учебного заведения эти показатели могут корректироваться. Чаще всего так происходит в сельских школах, где балл аттестата может быть очень высоким, а на ЦТ медалисты не в состоянии продемонстрировать высокий уровень знаний, - говорит Александр Вороненко.
Учитель русского языка Анжелика Салонович в прошлом году ушла из школы в репетиторство. Говорит, что привлечь на педагогические специальности медалистов можно, но только не из Минска.
- Это рассчитано разве что на детей, которые боятся сдавать экзамены, так как не имеют знаний соответствующих их высоким оценкам в аттестатах, - считает репетитор.
Медаль выдается по результатам школьных экзаменов. До июня ученик не знает, что получит ее. Таким образом, мотивированный к поступлению в вуз выпускник все равно будет готовиться к ЦТ в течение года.
- Если речь идет о заслуженной медали, дети смогут поступить туда, куда им хочется.
Хотя для всех, кто знаком со школьным образованием, очевидно, что медалисты в школах не всегда являются настоящими отличниками, - говорит Анжелика. - Я сама медалистка и знаю, что моя медаль была нужна больше школе, чем мне. Не по всем предметам у меня были справедливо высшие оценки.
Почему учителя уходят из школы?
Учитель с многолетним стажем и автор учебников, по которым много поколений белорусских школяров изучали физику, Юрий Лещинский считает: чтобы привлечь в школы молодежь, нужны не льготы при поступлении на педагогические специальности, а более высокая учительская зарплата.
- Сейчас при выборе профессии материальный вопрос очень важен. И если учитель будет по-прежнему получать три миллиона, педагогов будет не хватать, - убежден эксперт.
Дочь Юрия учится в минской школе в 10-м классе. В прошлом году у нее полгода не было учителя физики.
- Учителя не задерживаются, так как лучшие дети - в гимназиях и лицеях, а в обычных школах работать сложно. В такой ситуации приходится выживать и детям, и учителям.
Меру для повышения престижа учительской профессии, предложенную Минобразования, Александр Вороненко считает слабой. В Беларуси, отмечает эксперт, учителя делают все что угодно, кроме того, что учат. Явка на хоккей, обеспечение посещения кинолектория, заполнение огромного количества бумаг - вот учительские будни.
- В опросах педагогов среди раздражающих факторов зарплата находится только на третьем месте после выполнения посторонних обязанностей и бумажной работы. В школе реально заработать 4-4,5 млн рублей. Однако неуважение к профессии отталкивает, - заключает педагог.
По мнению Александра Вороненко, изменить ситуацию не так уж и сложно. Например, вполне реально уменьшить количество бумаг, которые обязан заполнять учитель.
Именно из-за неуважения к учительскому труду ушла из школы и Анжелика Салонович:
- Если бы не масса унизительных обязанностей, я бы вернулась учить детей - хотя бы на полставки. Но я не хочу заниматься сбором денег на обеды, принуждением детей ходить в столовую, сдавать деньги на подписку на государственные издания.
Анжелика Салонович не знает, сколько нужно платить учителю, чтобы он уважал себя, а его уважала администрация, дети, родители. Пока, с ее точки зрения, ведь все становится только хуже.
- Мы наблюдаем круговорот проблем. Слабые дети идут на педагогические специальности, плохо учатся в университетах, но получают дипломы и приходят в школы, где плохо учат детей. Уровень знаний учеников все ниже. Создается впечатление, что в школах их вообще не учат или они настойчиво отказываются учиться, - резюмирует репетитор.