Правительственное постановление № 569, урезавшее выплаты по больничным листам, особенно сильно ударило по молодым специалистам, у которых период уплаты страховых взносов составляет менее шести месяцев. Вместо среднедневного заработка за дни болезни им начисляют пособие в минимальном размере, равном 50% бюджета прожиточного минимума.
Посещая 8 октября ОАО «БелАЗ», Александр Лукашенко заявил, что не исключает возможности возврата к прежнему механизму оплаты больничных листов. «Мы можем вернуться к тому, что было, — сказал он. — Но не надо торопиться, давайте посмотрим, что получится. Если это будет во вред людям и социальной политике, тогда отменим».
Однако с тех пор ничего пересмотрено или отменено не было, и антигуманный эксперимент над работающим населением Беларуси продолжается. Испытывая нехватку денег, «государство для народа» вынуждено отказываться от социальных гарантий.
На таких деньгах и здоровый умрет
Как известно, с начала года в Беларуси увеличены пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В результате значительно возросли расходы Фонда соцзащиты на эти выплаты, что привело к нехватке средств в бюджете фонда на другие расходы по социальному страхованию.
Для решения этой проблемы правительство, в частности, и приняло постановление № 569, цель которого — сократить выплаты по больничным листам. Так, увеличен с 6 до 12 дней срок оплаты больничных в размере 80% от средней заработной платы, а для расчета средней заработной платы теперь берется период не в два, а в шесть месяцев. Молодым же специалистам, как отмечено выше, не повезло особенно.
Трудно сказать, почему прежде всего они были принесены в жертву экономии средств фонда. Наверное, как самая бесправная категория работников.
Вряд ли существует статистика заболеваний и выплат молодым специалистам по болезням, но думаю, что эти суммы незначительны для государства. А вот у молодого работника, только начинающего самостоятельную жизнь, каждый рубль на счету. И потери чувствительны. Например, если у такого работника средняя месячная заработная плата составляет 2 500 000 рублей, то сумма выплат за месяц болезни в общем порядке была бы 2 300 000 рублей, а так он получит всего 523 800 рублей, или 17 460 рублей в день.
Принимая это решение, чиновники, возможно, считали, что болеть по новым правилам этой категории специалистов станет невыгодно и они просто не станут обращаться за больничными листами. Из последних сил будут ходить на работу. При этом будет начисляться заработная плата, соответственно, будут и взносы от нее в фонд, а не выплаты из средств фонда. Выгода для государства двойная.
Можно считать, повезло, если молодой специалист заболел гриппом или ОРВИ. Но если болезнь более серьезная и продолжительная?
Вот тогда и придется столкнуться с проблемой выживания на половине бюджета прожиточного минимума. И при этом нужно не просто выжить, но еще и вылечиться, то есть нести дополнительные, и немалые, расходы. А если же нужно еще и погашать кредиты на оплату образования или оплачивать съемное жилье?
Откат от социальных гарантий
Согласно статье 47 Конституции, гражданам Беларуси гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Но вряд ли можно считать социальным обеспечением уровень половины бюджета прожиточного минимума.
Как гласит закон о прожиточном минимуме, БПМ — это стоимость минимального набора благ и услуг, позволяющих обеспечить физиологическое выживание, а также обязательные платежи и взносы. БПМ — это черта нищеты. Что же такое тогда половина БПМ? И как на эти гроши выжить на больничном?
По-видимому, можно рассчитывать только на помощь родителей, а не на государство.
Тем, кто принимал, а теперь защищает это постановление, самим уж точно не приходилось получать такие унизительные пособия по временной нетрудоспособности, которые на сегодня меньше студенческой стипендии. Ведь в Беларуси раньше (с 1997 года до 11 июля 2013 года) больничные листы оплачивались всем работникам в общем порядке.
Еще ранее в СССР выплаты по больничным листам осуществлялись в зависимости от страхового стажа. До 5 лет — 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет — 80%, и более 8 лет — 100%. При этом выплаты по больничным листам были не меньше минимальной заработной платы.
Примерно такая же система оплаты больничных листов на сегодня сохранилась в России. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ ныне равен 5205 российских рублей в месяц, что эквивалентно на 1 ноября 1 499 040 белорусским рублям. Этот размер оплаты больничных применяется для лиц, у которых период уплаты страховых взносов менее шести месяцев. Минимальная заработная плата в Беларуси за октябрь составила с учетом индексации 1 466 230 рублей. То есть эти суммы сопоставимы и могли служить определенным ориентиром при принятии постановления.
Но белорусские чиновники переняли у россиян только правило минимального срока уплаты страховых взносов, при этом почти втрое уменьшив минимальную социальную гарантию.
Аналогичная ситуация и с пособием по беременности и родам для женщин, страховые взносы которыми уплачивались менее шести месяцев. Так, будущая мама должна прожить 4 месяца (126 дней) на то же пособие в размере половины БМП.
Конечно, беременность планировать можно, но ведь болезнь никто не планирует заранее. Чиновники заявляют, что теперь будущие молодые специалисты должны заранее, во время учебы, заработать эти шесть месяцев уплаты взносов или же не болеть вовсе первые полгода работы.
На самом деле не надо быть большим экспертом, чтобы понять: правительство сейчас озабочено изобретением новых налогов и сборов с целью поиска средств для поддержания неэффективных предприятий. Где уж тут думать о проблемах каких-то там больных молодых специалистов!
Поэтому надежды на отмену этого «антинародного» (как назвали его даже официальные белорусские профсоюзы) постановления более чем призрачны.
Да, категория работников, о которой говорится в этой статье, не слишком велика, но ее судьба в данном контексте показательна. Этот пример наглядно показывает, как в погоне за экономией государство действует по принципу «лес рубят — щепки летят».