Готовы ли преподаватели к реформам отечественного образования?
Удобное время внести изменения
Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс из-за того, что страна не разделяет такие европейские ценности, как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием. Независимые эксперты разработали рекомендации, позволяющие изменить ситуацию к лучшему. Сделать это самое время сейчас, когда вносятся изменения в Кодекс об образовании. Если осуществить предлагаемые реформы до 2015 года, то Беларусь может стать полноправным участником Болонского процесса.
Предложения независимых экспертов на Конференции "Модернизация образования: вызовы и перспективы" озвучил член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
Ректор должен избираться
Институциональная автономия вузов подразделяется на организационную, академическую, финансовую и кадровую. Для оценки организационной автономии используют следующие составляющие: процедура избрания исполнительного главы университета (ректора) (вклад 14%), выбор процедуры избрания ректора (14%), освобождение от должности исполнительного главы (12%), сроки пребывания в должности главы университета (9%), включение внешних членов в университетский управляющий орган (12%), отбор внешних членов управляющего органа (12%), способность принимать решения, касающиеся академической структуры (15%), способность создавать юридические лица (12%).
По словам Владимира Дунаева, в настоящее время ситуация в Беларуси, согласно международным оценкам, плачевная. В сравнении с развитыми странами мы являемся аутсайдером.
Общественный Болонский комитет предлагает внести следующие изменения в Кодекс об образовании.
Во-первых, ввести процедуру избрания исполнительного главы университета (ректора), как это есть в большинстве европейских университетов. Владимир Дунаев подчеркивает:
- Руководитель (ректор) учреждения высшего образования избирается на должность и освобождается от должности коллегиально (выборным) органом в порядке, определяемом законом и уставом. Этим документом устанавливаются и полномочия ректора. Важно, чтобы ректор мог быть отправлен в отставку досрочно за грубые просчеты в работе, утрату доверия со стороны академического сообщества, в случае неспособности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья и по приговору суда.
Во-вторых, в управляющий университетский орган необходимо включить внешних членов, так называемых стекхолдеров. Причем такая процедура должна быть прозрачной. Это приблизит управление университетом к европейской модели.
В случае если эти и другие предложения по организационной автономии будут приняты, Беларусь может кардинально улучшить свои позиции.
Разрешите вузам свободно распоряжаться своим бюджетом
В оценке финансовой автономии учитывается продолжительность государственного бюджетного периода (14%), тип государственного финансирования (13%), возможность использования бюджетных остатков (14%) и занимать деньги (9%), владеть зданиями (12%) и устанавливать плату за обучение национальных студентов (17%) и другое.
Владимир Дунаев отметил, что в настоящее время в Беларуси государственные вузы получают финансирование на определенный период, по истечении которого пользоваться средствами запрещено.
- Сейчас неиспользованные вузами в течение календарного года ресурсы полностью изымаются в бюджет. Учебным заведениям нужно дать право свободно распоряжаться бюджетными средствами, - считает эксперт .
Он отмечает, что государственным образовательным учреждениям необходимо разрешить самостоятельно определять направления и порядок использования бюджетных и внебюджетных средств. В том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. Они также должны иметь право использовать привлеченные средства, включая кредиты, полученные от банков, финансовых компаний, отдельных фондов на условиях возвратности и платности.
Вот как может выглядеть Беларусь по параметру "финансовая автономия", если рекомендации будут учтены.
Университеты в тисках типовых штатных расписаний
В кадровой автономии важную роль играет возможность принимать решения о процедурах найма старшего академического персонала (13%), принимать решения о найме старшего административного персонала (13%), принимать решения относительно заработной платы старшего академического персонала (12%) и другое.
Владимир Дунаев подчеркивает, что системе высшего образования пойдет только на пользу, если должности педагогических работников будут замещаться по конкурсу соответственно порядку, определенному Советом учреждения высшего образования.
Академическая автономия заключается в возможности принимать решения о процедурах найма старшего академического персонала (13%), о найме старшего административного персонала (13%), относительно заработной платы старшего академического персонала (12%).
Для того, чтобы в Беларуси академическая автономия стала реальностью, необходимо наделить университет правом открывать и закрывать образовательные программы, утверждать учебные планы. Вуз может сам выбирать провайдера процедур контроля качества. Пока же Минобразования занимается как установлением стандартов в образовании, так и контролем их соблюдения.
Независимые эксперты предлагают прописать в Кодексе об образовании право университета самостоятельно выбирать организацию, осуществляющую внешний контроль качества.
О том, что законодательная база должна создавать условия для обеспечения гибкости образовательного процесса, говорят и руководители государственных вузов. Во время парламентских слушаний "Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях" ректор Белорусского государственного университета академик Сергей Абламейко заявил:
- Жесткая регламентация в рамках Кодекса об образовании, типовых штатных расписаний вузов и других нормативных документов затрудняют внедрение образовательных инноваций. Работает подход: все, что не регламентировано и не разрешено, запрещено. Не предусмотрены нормативными документами новые формы проведения занятий, нет возможности гибко изменять объем аудиторных занятий в зависимости от используемых преподавателями электронных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Академик подчеркнул, что сегодня ряд ведущих вузов становятся центрами активности, пилотными площадками для инновационных проектов в области электронного обучения. В этих условиях применение по отношению к этим вузам типовых штатных расписаний, разработанных для всех учебных заведений, неприемлемо. По его словам, решить эти проблемы простыми корректировками и дополнениями в Кодекс об образовании и другие нормативно-правовые акты нельзя.
- Учреждениям высшего образования, в первую очередь ведущим, надо предоставить существенно большую степень свободы в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса, - считает Сергей Абламейко.
Владимир Дунаев отметил, что у Беларуси большой потенциал в создании академической автономии.
Готова ли академическая общественность к переменам?
Методолог Владимир Мацкевич считает, что академическая общественность Беларуси не готова стать субъектом реформ, и взять на себя определенную ответственность за их проведение. По его словам, преподаватели загнаны большим количеством аудиторных часов, необходимостью трудиться сразу в нескольких вузах, чтобы нормально заработать.
Владимир Мацкевич отмечает, что успеха добивались те страны, которые решали современные задачи и проблемы собственной головой.
- Я не верю, что мы сможем достичь успеха, если автоматически возьмем схемы в Европе. Когда начнутся реформы, модернизация в образовании, этим будет нужно заниматься каждый день. Кто это станет делать? Ведь речь идет о подвижничестве, за которое не платят, - подчеркивает методолог.
По мнению Владимира Дунаева, не стоит концентрироваться на особенностях Беларуси, которые якобы мешают нам стать полноценным участником Болонского процесса. Он привел в пример Эстонию, которая 20 лет назад практически не отличалась в сфере образования от нашей страны. Однако пока мы зацикливались "на уродливой самобытности отечественного образования", в Эстонии происходили качественные изменения, которые позволили ей выйти в лидеры по ряду позиций.
Эксперт также отмечает, что часть необходимых преобразований, касающаяся институциональной автономии, вполне выполнима в нынешних белорусских реалиях.
- Рекомендации экспертов не несут вызывающий политический посыл. Если бы удалось их выполнить, это имело бы ценностный эффект для белорусского образования, - уверен Владимир Дунаев.