Почти через 20 лет после убийства пожилой брестчанки вещественные доказательства были утеряны, а орудие преступления так и не было найдено. Тем не менее брестский следователь смог найти и привлечь виновного к ответственности.
Впервые о Галине Матвеевне Сергей* услышал во время своей отсидки. Тогда его сокамерник похвастался, что его бабушка получила солидное наследство - около 10 тысяч долларов по тем временам. Сергей на путь исправления не стал и после освобождения решил навестить богатую бабушку своего тюремного знакомого. Он нашел сообщника и "наводчика", человека, который был знаком с семьей. Последний рассказал, где живет пожилая женщина и как к ней попасть в квартиру. Дело в том, что Галина Матвеевна по натуре была женщиной подозрительной и незнакомым людям не открывала. Однако лазейка все же была - пароль, услышав который, бабушка могла пустить незнакомцев в квартиру.
1 марта 1995 года Сергей со своим приятелем Алексеем решили навестить богатую наследницу. Позвонив в дверь, они услышали, как бабушка спросила: "Кто там".
- Мы от Анны (имя дочки пожилой женщины. - Прим. автора), - назвали пароль злоумышленники.
Пароль был верным, бабушка открыла дверь и пустила к себе преступников.
Преступники несметных богатств не нашли - забрали 2 тысячи долларов, украшения, алкоголь и поспешили скрыться. А тело бабушки с колото-резаными ранениями было обнаружено в квартире сотрудниками правоохранительных органов.
Сергей и Алексей скрывались первое время в России. Однако быстро прокутив куш, вернулись на родину. Тем временем дело об убийстве не сдвинулось с мертвой точки. При проведении оперативно-розыскных мероприятий установить лицо, совершившее убийство, не представилось возможным и предварительное расследование по уголовному делу было приостановлено.
В 2011 году предварительное расследование по делу было возобновлено. Правоохранителям удалось установить двух подозреваемых в совершении убийства из корыстных побуждений. Ими и оказались Сергей и Алексей. Однако главная сложность заключалась в том, чтобы довести дело до суда и все-таки привлечь виновных к ответственности. Ведь оба подозреваемых свою причастность к убийству отрицали и перекладывали вину друг на друга. Кроме того, за столько времени вещественные доказательства по делу были утеряны, а орудие преступления так и не было найдено.
Чистая математика
В конце 2012 года дело передали следователю по особо важным делам следственного управления УСК РБ по Брестской области Дмитрию Климовичу. Именно ему и предстояло найти виноватого в преступлении почти 20-летней давности.
Первым делом он повторно допросил подозреваемых и провел с их участием проверку показаний на месте. Слова одного из них, Алексея, не соответствовали следовой картине, зафиксированной на месте происшествия. Он утверждал, что бабушка стояла в то время, как его напарник, Сергей, наносил ей удары ножом. Сергей в свою очередь настаивал, что жертва уже лежала на полу, а удары ей наносил Алексей. Установить истину должны были эксперты, которые по следам крови определили бы кто из двух подозреваемых лжет. Однако коллеги Дмитрия Климовича, к сожалению, забыли указать важную деталь - размеры следов крови. Без этого провести экспертное исследование было невозможным.
Тем не менее следователь нашел выход из ситуации. Оцифровав снимки с места преступления, он предложил одному из сотрудников матфака Брестского государственного университета по фотографиям определить точный размер следов крови.
- Я вспомнил школьный курс математики и понял, что с математической точки зрения это вполне осуществимо, - сообщил в беседе с корреспондентом TUT.BY следователь.
Через некоторое время специалист предоставил свое заключение. С этой информацией все-таки удалось провести экспертное исследование, которое подтвердило, что жертва на момент преступления лежала на полу. Таким образом показания Алексея были опровергнуты.
Нож-рыбка
Однако полученных сведений все еще было недостаточно для привлечения виновного к ответственности. Предстояло еще установить орудие преступления. В этом пункте показания злоумышленника опять не согласовывались с реальной картиной. Алексей утверждал, что он нанес Галине Матвеевне только два удара в область плеча, да и те складным ножом в форме рыбки и умереть от них она не могла. Клинка, конечно же, у него уже не было.
Следователь нашел в интернете несколько фотографий ножей, похожих на те, что описывал преступник, и показал Алексею. Из предложенных вариантов подозреваемый выбрал тот, которым, по его словам, и были нанесены удары. Следователи разместили фотографию ножа в средствах массовой информации с просьбой владельцев откликнуться и предоставить клинок для проведения экспертных исследований. Вскоре владелец ножа-рыбки отозвался и передал правоохранителям клинок.
В результате проведения экспертных исследований доводы Алексея были окончательно опровергнуты. Ему было предъявлено обвинение в совершении убийства с особой жестокостью из корыстных побуждений. На суде он был признан виновным и получил тюремный срок.