Организации, работающие в сфере неформального образования, в один голос говорят, что эта сфера нуждается в признании ее общественной значимости и роли в развитии личности. А для этого необходимо разработать стандарты неформального образования.
В Беларуси проводится много различных курсов, тренингов и семинаров, работают общественные организации, оказывающие образовательные услуги на любой вкус. Член совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Виталий Никонович отметил, что работодатели все больше обращают внимание на то, есть ли у потенциального сотрудника сертификаты о прохождении курсов, стажировок, участии в волонтерском движении.
«Шансов найти хорошую работу больше у тех, кто занимается самообразованием. Таких людей изначально воспринимают как более активных и готовых развиваться и совершенствоваться», — подчеркнул Виталий Никонович.
Система дополнительного образования в настоящее время достаточно разрознена и оказывает несопоставимые по качеству услуги. По мнению Виталия Никоновича, без разработки стандартов качества образования развитие системы будет затруднено. Стандарты необходимы, чтобы результаты обучения можно было сопоставлять, сравнивать — чтобы в принципе можно было говорить о качестве услуг.
Ранее дополнительное образование вообще было вне правового поля. Теперь в Кодексе об образовании есть его определение, однако, отметил председатель совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич, культура неформального образования для взрослых в обществе не сформирована, его ценность для социума государством не определена.
Ассоциация дополнительного образования и просвещения, в которую на сегодняшний день входят 12 организаций, считает, что в разработке стандартов необходимо учесть международный опыт. В частности, предлагается использовать наработки Международной организации по стандартизации (ISO), которая в 2010 году приняла стандарт «Услуги в области неформального обучения и профессиональной подготовки. Основные требования к поставщикам услуг».
Этот стандарт предназначен для повышения качества международных предложений в сфере неформального образования и подготовки кадров, таких, как профессиональное обучение, обучение в течение всей жизни и корпоративный тренинг. Стандарт описывает полный спектр вариантов оказания образовательных услуг. Кроме того, ISO 29990:2010 может быть использован для сертификации поставщиков образовательных услуг.
Говоря о международном опыте в сфере стандартизации неформального обучения, молодежи в частности, представитель образовательного центра «Фиалта» Юлия Станкевич упомянула программу Erasmus+. Эта расширенная академическая программа Евросоюза включает в себя не только обмен студентами университетов и институтов, но и других секторов образования, школ, бизнеса и некоммерческих организаций, а также волонтеров.
В ЕС дополнительное образование признано и получает развитие прежде всего потому, что с проектами неформального образования для молодежи связывают надежды на преодоление безработицы. Юлия Станкевич считает, что свой вклад в европейское развитие неформального образования может внести и Беларусь.