Что в церковь, что в магазин – в вышитых сорочках.... 21.by

Что в церковь, что в магазин – в вышитых сорочках...

30.01.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ХОТЫНИЧИ в Ганцевичском районе — самая крупная деревня, с давней любопытной историей. Сейчас она имеет статус агрогородка, но звучное название употребляется реже. По старинке сельчане говорят просто: «Наша деревня…» Это поселение возникло давно, у дороги, соединившей Пинск с Минском, в конце XIV века (!). И сквозь столетия Хотыничи сохраняют свою самобытность… В деревне центральные улицы — Ганцевичская и Пинская. Говорят, если соединить их вместе, то от начала одной и до конца второй получится 7 километров! В деревне живут 2458 человек. Дворов около 860.

ОТРАДНО, что отсюда люди не уезжают. Когда парень уходит в армию, родители ему строят дом. И практически ни одной пустующей «хаты» в Хотыничах нет. Здешняя архитектура известна на всю округу: где еще есть такие дома с резными узорными наличниками на окнах? Говорят, такая мода появилась в конце 50-х—начале 60-х годов прошлого века.

— Самобытны, уникальны Хотыничи развитыми ремеслами. В основном, сохраняется сегодня прежний вид деревни, хоть она и преображается. В домах еще стоят ткацкие станки. Их сберегли не только для истории, ими пользуются каждый день. И женщины из поколения в поколение передают свое мастерство, — рассказывала по пути в Хотыничи  Ирина Мартинкевич, методист Ганцевичского районного методического центра.

БЫТУЮТ несколько вариантов происхождения названия деревни. Предполагают, ее «имя» произошло от слова «хатулі» — так в былое время на Полесье называли деревянную обувь. А возможно, от слова «хата». А легенда, которую рассказал Андрей Ярошевич, староста деревни Хотыничи, гласит: «Когда-то здесь поселился первый житель, и у него было три сына. Когда они выросли и у них появились свои семьи, отец спросил их: «А где же вы будете жить?» Старший среди бора поселился, там теперь деревня Борки стоит. Средний осел на разделе, на меже, там теперь Раздяловичи раскинулись. А младший сын сказал: «А я хочу здесь жить». И стали называть его поселение Хотеничи, а потом оно стало Хотыничами».

Андрей Андреевич родную деревню знает как свои пять пальцев, и не мудрено — здесь вырос и живет:

— Насколько знаю, в Хотыничах было открыто самое первое учебное заведение в районе! В 1863 году распахнула двери школа. А так как у нас есть Шведова гора, значит, шведы тут были, проходили через нашу деревню. Еще мои деды и прадеды рассказывали, что Екатерина II строила через наши места дорогу на Пинск. И я еще помню тот, доживший до наших времен, старый шлях. Дорога была выложена по краям булыжником. А посредине —  небольшими дубовыми столбиками. И оканчивалась где-то возле нашего дома.

Свой род староста исследовал по седьмое колено! Прадед Андрея Ярошевича был, как говорили по-деревенски, «суднёю галоўнаю». А дед — старостой деревни. Так что должность перешла к Андрею Андреевичу по наследству.

— В феврале 2014-го исполнится семнадцать лет, как я стал старостой. Когда выбрали, я в школе работал. Шесть лет назад ушел на заслуженный отдых. Всю жизнь учительствовал, — рассказывает Андрей Ярошевич. — А территория теперешнего Ганцевичского района раньше делилась на две волости: Круговичскую и Хотыничскую. Наша деревня была центром последней, и в нее даже входили такие большие деревни Ляховичского района, как Святица и Новоселки. Кроме того, входила вся Полесская зона Ганцевщины. Потому что наш район делится условно как бы на два территориальных региона: Полесская и не Полесская зоны. Там, говорят, живут поляне, они с поля. А тут, где мы, — зона болот…

Здесь своя мода. Прекрасная половина человечества, конечно, в основном женщины в годах, щеголяют в цветастых юбках в складочку, вышитых сорочках. Обычно в церковь так наряжаются, но и в магазин ходят. Еще тут по традиции носят с собой белые полотняные тканые торбочки. За ягодами с ними ходят, когда коров пасут, кладут в них еду. И в магазин за хлебом идут. А молодые модники носят в таких торбочках книжки, ноутбуки.

— Как красиво! — восторгались мы, когда Надежда Васильевна, жена старосты деревни, вынесла вышитый рушник. Еще больше изумились, войдя в комнату рукодельницы. Там были разостланы, на показ гостям, десятки рушников с цветами и птицами, а еще салфетки, кружева, вышитые простыни, наволочки. Распахнула мастерица шкаф, а там такое богатство! Как будто целая фабрика рукодельниц постаралась! Разнообразию узоров может позавидовать любая энциклопедия.

Надежда Васильевна тоже родом из Хотыничей. Тут еще ее деды жили.

— В зимние долгие вечера что делать? Это мое хобби. Я влюблена в нашу самобытную вышивку… А вот намитки — вышитые тканые льняные рушники, которые называют «наматки»: навязывают, когда у кого-то дочь замуж выходит. Ими надо обязательно перевязать мужчин. А женщин — кусками «квяцістай» материи. Когда семь лет назад отдавали в Мозыре дочь замуж, рушников двадцать подарила. Все своими руками сделала, — рассказывает с удовольствием Надежда Ярошевич, даже глаза у нее лучатся. — Люблю с детства вышивать. Моя мама очень трудолюбивая была! Имела четырех дочек. И всю жизнь, сколько помню, она пряла и ткала, пряла и ткала. И когда я сама замуж выходила, то аж 43 намитки развязали. К ним еще пояски нужны. Традиция такая. А если не наготовили приданого, считается, что это плохо… И до сих пор на свадьбах намитки навязывают… Рушниками интересуются больше, чем любыми подарками.  Я уже внучкам приготовила приданое. Их у меня три.

ТУТ В КАКУЮ хату не загляни, обязательно встретишь  мастерицу. Мария Наумик тоже на все руки искусница. Но больше занимается половиками — ходниками. Дорожек у нее — большие катушки.

— Ткать их меня еще в детстве научила мама. Она меня уговаривала, когда я сидела за станком: «Маня, не сердись, злом ничего не сделаешь, нужно помаленьку…» Вот и кофты мама научила шить, — Мария Наумик принарядилась в яркую блузу, у которой пуговицы выделяются, отличаются по цвету от материи. Это тоже особенность местных нарядов. — Подруги попросят, и им пошью. За швейной машинкой сижу, все время маму вспоминаю.

У мастера народного творчества Нины Козак и дочь — ткачиха, и маленькая внучка освоила это ремесло. А все пошло от мамы Нины Николаевны — Марии Трофимовны. Так что Козаки в четвертом поколении занимаются ткачеством! Все мастерицы: от прабабушки до правнучки!

— Я в деревне трудилась на ферме, когда меня нашли и уговорили работать мастером в Доме ремесел. Езжу в Ганцевичи каждый день. И дочка Наташа работает вместе со мной в Доме ремесел. И внучка Саша дома пояса делает, — повествует Нина Николаевна. К слову, Нина Козак постоянно ездит на Ягелонскую ярмарку в Польшу.

Она возила свои работы на «Славянский базар», ярмарки ремесел «Весенний букет», на областные и республиканские «Дажынкі», на праздники в Полоцке, Новополоцке, Кобрине, Малорите…

Глава рода Мария Трофимовна Козак рассказала, ловко управляясь с прялкой, как раньше Хотыничи жили:

— Деревня наша в былое время была меньше, теперь увеличилась в размерах. Раньше улицы назывались по-другому, по-своему: Шамрылы, Падавлинне, Касмачы, Баговка, Раздяловская… Еще была у нас церковь, ее разобрали после войны. Помню, хлеб комбайном жали и в храм возили. Мой отец говорил, что церковь деревянная и на деревянных гвоздях. И я в ней венчалась…

СЛАВИТСЯ деревня и еще одним своим брендом — народным фольклорно-этнографическим коллективом «Хатовичи», который не только поет в местном клубе, но участвует даже в международных конкурсах. Руководит им Татьяна Буйкевич. В репертуаре коллектива, которому уже более 37 лет, — местные обряды «Зажынкі», «Дажынкі», «Юр’е», «Купалле» и др., обрядовые песни, танцы.

— В составе «Хатовичей» двадцать человек, но костяк нашего коллектива — вот такие женщины, как Мария Трофимовна Козак... На Купалье у нас выходит все село. Гулянье идет, пока не восходит солнце. Зимой популярный обряд в Хотыничах — «Шчодры». Кстати, участницы нашего коллектива сами сочиняют песни о том, как когда-то жили. Сами их исполняют. Танцуют краковяк, подиспань, дробную польку. И молодежь подключается танцевать. Выезжаем с концертами, — делится Татьяна Буйкевич. — Какие еще обряды интересны? Свадебные. Когда едут расписываться, родители обязательно берут рушник, и им первую машину «тянет» батька. А кортеж обсыпается зерном — рожью. А когда выносят каравай, то каравайные песни поют…  Разные традиции у нас сохранены, живут и, думаю, не уйдут…

Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ХОТЫНИЧИ в Ганцевичском районе — самая крупная деревня, с давней любопытной историей. Сейчас она имеет статус агрогородка, но звучное название употребляется реже....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика