Владимир Короленко, заместитель директора по научной работе, рассказывает: две трети продукции холдинга составляет продукция военного назначения - АСУ войсками и оружием, при этом две трети ее - это программные продукты (софт), а на "железо" приходится лишь третья часть того, что создает холдинг. Большая часть продукции - опять-таки две трети - идет на экспорт. "АГАТ - системы управления" входит в очень небольшое число производителей, которые интегрируют в своих АСУ продукцию разных стандартов от разных фирм из разных стран.
За годы существования предприятия здесь сложилось несколько научных школ: школа системотехники (занимается созданием больших систем), школа защиты информации, школа электромагнитной совместимости (проще говоря, как совместить в одном небольшом объеме - например, мобильном комплексе - множество приборов и при этом нивелировать их влияние друг на друга). Ведутся работы по двум перспективным научно-инженерным направлениям: беспилотные авиационные комплексы и роботизированные системы различного назначения.
Во внутреннем дворе предприятия стоит грузовик с модулем управления в кузове. Нечто вроде статических испытаний: внутри дежурят сотрудники, "мониторят" работу систем. Нам показывают: на экранах сейчас отображается запись с камеры одного из комплексов, тут же - система позиционирования и прочая сопутствующая информация, собираемая бортовым компьютером комплекса. Этот модуль управления может работать автономно бесконечно долго - пока есть топливо в генераторе; от аккумуляторов все системы могут функционировать в аварийном режиме полчаса.
Одна из перспективных разработок "АГАТ - системы управления" - комплекс "Солдат - боевые системы". В будущем эта разработка станет одним из элементов боевой индивидуальной экипировки военнослужащего. В состав данного комплекса входят средства прицеливания, разведки и наблюдения, система контроля за состоянием боеспособности военнослужащего, средства автономного электропитания. Система управления предусматривает информационно-вычислительный комплекс: цифровая многодиапазонная радиостанция/радиомодем, карманный переносной компьютер или планшетный переносной компьютер; спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, электронный компас; нашлемная система индикации. Созданная нашлемная система индикации массой 200 граммов заменяет дисплей диагональю 51 см и потребляет 1 Вт энергии. Важная особенность - отсутствие демаскирующего фактора для бойца в вечернее и ночное время. Комплекс является элементом автоматизированной системы управления тактического звена управления сухопутных войск и сил специальных операций и предназначен для повышения информационной взаимосвязи внутри подразделения, координации действий военнослужащих со стороны командира подразделения на основе обеспечения автоматизированной обработки данных, двусторонней передачи информации и команд управления. В нынешнем году планируется опытная эксплуатация комплекса в войсках.
Нередко можно слышать, что белорусские предприятия в сфере высоких технологий могут только "наклейки клеить". Нас проводят в цех, где создаются пилотные партии разработок. Здесь стоит дорогостоящее оборудование, предназначенное для монтажа деталей на печатную плату. Нам показали, как оно само заполняет пастой печатную плату по заданной программе (эти программы с заданными "координатами" деталей создают тут же, на предприятии) и набирает необходимые детали из контейнеров или лент. Вся пайка осуществляется также автоматически, за несколько минут, в камере с поэтапным нагреванием.
Другой прибор - этакий гибрид точного манипулятора с электронным микроскопом - позволяет устанавливать чипсеты с высокой точностью. Дорогостоящие процессоры, у которых вместо ножек-выводов - лишь шарики припоя, не "воткнешь" просто так, руками или даже пинцетом, а лаборанты с помощью специального оборудования сами наносят эти шарики припоя и с максимальной точностью монтируют чип на плату. Кстати, детали хранятся не в ящиках на полках, а в особом шкафу, который поддерживает заданный температурный и влажностный режимы. Если созданная тестовая модель проходит испытания и отправляется в серию, то полномасштабным производством таких печатных плат занимаются уже на ОАО "Агат - электромеханический завод", входящем в состав холдинга.
В испытательной лаборатории нам демонстрируют работу камер, в которых проверяют продукцию на подверженность различным типам воздействия: высокую влажность, пыль, критическую температуру, соляную влажность, туман, солнечную радиацию и так далее. Здесь же можно испытать приборы на вибропрочность и виброустойчивость, ударную прочность и имитацию транспортирования. Также на испытательной базе проводятся исследования электромагнитной совместимости приборов, о которой мы говорили выше. Согласитесь, для простой "переклейки наклеек" такое оборудование закупать не станут.
Наряду с оборонной тематикой предприятие реализует наукоемкие проекты для отрасли энергетики, транспортной отрасли, органов государственного управления.
Предприятие являлось головным исполнителем работ, связанных с проектированием и созданием автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии. Эти работы охватили более 200 энергообъектов и 30 крупных генерирующих объектов энергосистемы страны. Кроме того, предприятие зарекомендовало себя и в автоматизации промышленных предприятий. Система контроля и учета электроэнергии сложна и многомерна, но с точки зрения обычного пользователя одно из основных ее преимуществ состоит в том, что она позволяет автоматизировать передачу информации по потреблению электроэнергии без вмешательства человека.
Автоматизированная система управления дорожным движением "Агат" внедрена в Минске, Барановичах, Гродно, Калининграде, Новосибирске и других городах. Эта система управляет светофорной сигнализацией, собирает и обрабатывает информацию по транспортной нагрузке на магистралях и обеспечивает участников дорожного движения оперативной информацией. Внедрение такой системы позволяет существенно снизить задержки транспорта на перекрестках и время в пути, расход топлива и загрязнение окружающей среды. Подобные АСУ разработаны и для железнодорожного транспорта, и для управления воздушным движением.
Одна из интересных разработок - тренажер машиниста электропоезда метрополитена. Он позволяет имитировать различные штатные, нештатные и аварийные ситуации. Комплекс признан победителем конкурса перспективных разработок "Зеленый свет 2011" (Москва) и рекомендован к внедрению на метрополитенах стран СНГ. Такие тренажеры установлены в обоих минских электродепо, в технической школе киевского метро, в московском железнодорожном колледже № 52 и в бакинской подземке.