Вообразив себя несведущими туристами, мы отправились в традиционную точку старта многих гостей города - на железнодорожный вокзал. Итак, представим… Город мы не знаем, в какой стороне находится главная достопримечательность - Брестская крепость - тоже. Что делать?
Логика подсказывала, что нужно осмотреть вокзал в поисках указателей, карты города или справочной информации. На территории ж/д вокзала "помощников" мало, разве что схема самого вокзала и несколько стрелочек с указателями тоннеля. Правда, указано направление выхода в город. Причем получается, что "город" начинается с автомобильного моста, ведущего на Речицу. Надпись "выход в город" мы нашли и под лестницей, по которой можно подняться на этот мост. Чтобы ее заметить, нужно очень постараться. Судя по баннерам и щитам на вокзале, лицо города не Брестская крепость, а одежда местного производства.
Затем мы зашли в здание вокзала. В зале ожидания есть экран с транспортно-логистической схемой на белорусском и английском языках, которая связывает аэропорт, железнодорожный и автовокзал. Указано на ней и направление к Брестской крепости. Однако, судя по схеме, к ней ведет улица Московская, а не проспект Машерова.
Пользоваться "выходом в город", указывающим на мост, мы не стали. Схитрили, признаемся. Решили, что логичнее выйти в город через пешеходный мост. Что и сделали. Но додумаются ли настоящие туристы и гости города пойти так же, если указателя на город через пешеходный мост нет? Вопрос спорный.
Спустившись с моста, увидели еще одну карту центральной части города. Только, как нам показалось, вверх тормашками. Судя по схеме, весь центр города находится за спиной у смотрящего. А там, как мы знаем, железнодорожный вокзал.
Тогда решили попытать счастья и поинтересоваться у прохожих, как добраться до Брестской крепости.
- Вы можете сейчас дойти до улицы Ленина. Это вам нужно обогнуть вот этот большой мост, - показала на автомобильный мост женщина средних лет. - И пойти через парк, а там спросите. Это самая приятная дорога.
- А доехать как-то можно? - спросили мы.
- "Пятерка" ходит, но вам до нее еще нужно идти. Наверное, через парк лучше. Не думаю, что на транспорте будет быстрее, - ответила все та же женщина.
Обогнув мост, мы действительно увидели парк. Благо примет достаточно: и внешне местность действительно напоминает парк, да и на остановке перед ним красуется большая зеленая вывеска "Парк культуры и отдыха", которую видно издалека.
В парке спросили двух молодых людей, куда нам двигаться дальше.
- Идите прямо по дорожке и держитесь все время левее. Вы выйдете на большую улицу, Гоголя называется. Увидите стройку. Идите все время прямо по улице Гоголя мимо стройки. Там увидите паровозы. Идите дальше прямо и увидите Брестскую крепость, - пояснили нам двое молодых мужчин.
Правда, выйдя из парка, "держась все время левее", на улицу Гоголя мы сразу не попали. С Гоголя парк соединяет перпендикулярная ей улица Наганова. Поэтому намеренно поблуждав немного, мы нашли на одном из зданий вывеску с названием искомой улицы. Еще раз на всякий случай спросили, как пройти в Брестскую крепость.
- Прямо по этой дороге и чуть-чуть поверните затем влево. Там будет "Звезда" видна, - подсказал нам пожилой мужчина.
Собственно, только возле паровозов, когда сквозь деревья уже проглядывалась Брестская крепость, мы увидели первый указатель на достопримечательность.
Дорога, кстати, действительно оказалась приятной. Горожане "провели" нас к крепости, наверное, по самым приятным местам Бреста: сначала парк, затем аллея фонарей на Гоголя. К слову, если идти по такому маршруту, перекрытый новым мостом проход, на который многие сетуют, неудобств не доставляет, поскольку подходишь к крепости со стороны улицы Зубачева, где оборудован переход.
Дорога от железнодорожного вокзала до крепости в итоге заняла около 50 минут.
Что касается "удобств", то с этим все очень неоднозначно. Туристу, у которого есть, допустим, несколько часов между поездами, побывать в крепости вряд ли удастся. Около двух часов отнимет только дорога туда и обратно. Прямого транспорта от вокзала до крепости нет. Не говоря уже о том, что пешая прогулка по территории мемориального комплекса также отнимает много времени. Правда, сейчас в крепости снова разрешили ездить на велосипедах, о чем свидетельствуют знаки по всей территории. Но вот проката такого транспорта пока не предусмотрели.
На обратном пути возле недостроенной стоянки и ларька с сувенирами у мемориального комплекса нас встретили таксисты:
- Такси, девушки?
- А сколько будет стоить доехать до железнодорожного вокзала? - спросили мы.
- 50 тысяч.
- А почему так дорого? Тут ехать-то 5 минут.
- А сколько вы хотели? Ну, максимум 40.
- Ой, нет, спасибо, - отказались мы и собрались уходить.
- Ладно, поехали за 35, - окликнул нас один из таксистов.
Но мы все же отказались, тем более что на железнодорожный вокзал нам ехать не надо было.
Прогулка по крепости, по нашему опыту, занимает не меньше двух часов. Поэтому советуем предусмотреть все "неожиданности" заранее. В туалет лучше сходить еще до того, как зашли на территорию комплекса, так как он там один. Благо бесплатный и, на удивление, чистый, что, казалось, несовместимо. Других общественных "ватерклозетов" на территории крепости нет.
То же самое касается еды и воды. Судя по количеству ларьков с питьевой водой, особенно в будние дни, памятник "Жажда" актуален в мемориальном комплексе до сих пор. Есть, правда, кафе-бар "Цитадель", но в будний день нам предложили там только чебурек и быстрорастворимый кофе. По кухне заказ, как нам сказали, будем ждать очень долго. Ну а в выходные "Цитадель" частенько закрыта на спецобслуживание. Это излюбленное место проведения свадеб и юбилеев.
Гостеприимна ли Брестская крепость и стоит ли часовая пешая прогулка к ней потраченных усилий, спросите вы. Думаем, стоит. Но, чтобы получить истинное удовольствие и приятное впечатление, советуем набраться сил, терпения, воды, еды и, пожалуй, сходить в туалет на дорожку.