На территории бывшего Союза оставшихся аналогичных экземпляров - единицы. А белорусская «тридцатьчетверка», по словам реставраторов, и вовсе уникальна... Словно сбросив с себя 70 с лишним лет, он все так же резво проносится по песчаным дорогам историко-культурного комплекса «Линия Сталина», а рокот мощного мотора, кажется, начинает будить память о прошлом где-то на генетическом уровне.
Во время Великой Отечественной легендарным Т-34 восхищались не только советские бойцы и командиры. Немецкий фельдмаршал фон Клейст отзывался о нем, как о лучшем танке в мире. Разработанный конструкторским бюро танкостроения Харьковского завода под руководством Михаила Кошкина еще в конце 30-х годов прошлого века, он помог изменить ход Второй мировой. Серийно танк стали выпускать с 1940 года, и уже к середине войны тысячи боевых машин вышли на поля сражений. Но не числом Т-34 сумел одолеть вражескую технику. Маневренный, подвижный, с усиленной броней и высокой проходимостью, он с легкостью обходил тяжелых неповоротливых «Тигров», не оставляя им шансов в бою…
Этих «стальных» героев осталось совсем немного. Некоторые, «убитые» в бою, так и покоятся под землей, в болотах и реках. Фрагменты иных удается обна-ружить отрядам поисковиков. Это считается большой удачей, ведь если восста-новить из них уже ничего нельзя, сами части танка могут стать единым целым воссозданных машин. Так произошло и с «ветераном» Т-34, который «прописался» в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».
История его «складывается» сразу из пяти жизней боевых машин, рассказал «СГ» реставратор Владимир Якушев. Сначала в одной из деревенских школ Гомельской области нашли башню танка, где она стояла в качестве памятника.
- Это была ценная находка. Дело в том, что башня у этого Т-34 - не сварная, а штампованная, - вспоминает Владимир. - Всего таких было выпущено чуть более двух тысяч. Местные жители указали место, где ее обнаружили. Начали искать корпус. Но не нашли. Предположили, что во время боя башню буквально снесло взрывом, а сам танк продолжил движение. А может, уже после войны его просто разрезали на металлолом. Мы с 1998 года занимаемся «подъемами» техники, поэтому насобирали столько частей, что танк восстановили без проблем. Все детали оригинальные. Даже двигатель «родной» - авиационный. Его реставраторам передали из воинской части. Таких танков, восстановленных именно с оригинальными запчастями, - единицы по всему бывшему Советскому Союзу. В Беларуси с семьдесят шестой пушкой, на ходу - единственный. Есть «живые» с восемьдесят пятой, но их начали выпускать с 1944 года.
Собирали «тридцатьчетверку» полгода. Работали три человека.
Реставрируют в мастерских на «Линии Сталина» не только танки, но и другую технику, пушки. Всего через руки мастеров уже прошло более тридцати единиц техники. Для Музея Великой Отечественной войны сделали «тройку» и «тридцатьчетверку». Только за последние годы коллекция военной техники на «Линии Сталина» пополнилась Т-44, немецкой артиллерийской самоходкой ШТУГ-3, которую нашли около моста в Мстиславле. Иногда с просьбой «оживить» историю обращаются к белорусам из российских музеев и мемориальных комплексов. Для тольяттинского восстановили знаменитый «сталинец» и Т-38, две отреставрированных пушки уехали в Елабугу.
Работают мастера по книгам, находят материал в архивах. Говорят, что не только как механики восстанавливают утраченное. Как историки поднимают целые пласты прошлого, особенно, если от техники остаются лишь небольшие фрагменты. Вот по заказу одной из столичных фирм по чертежам воссоздают первый советский танк МС-1. До наших дней в Беларуси не сохранилось ни одного экземпляра этой машины, но реставраторы обещают, что их экземпляр, который сможет ездить, отличить от оригинала будет невозможно.
На территории бывшего Союза оставшихся аналогичных экземпляров - единицы. А белорусская «тридцатьчетверка», по словам реставраторов, и вовсе уникальна......